Каждое предприятие организует функцию бухгалтерского учета внутри себя. Этого требует законодательство.
Этот вид учета необходим для того, чтобы регистрировать и обрабатывать информацию о финансово-хозяйственной деятельности. Однако он имеет свои определенные ограничения, такие как срок обработки такой информации и так далее.
В моей практике встречались предприятия, которые закрывают период через 20 дней, хотя топ-менеджер ждал эту информацию еще 20 дней назад.
Кроме того, часто бухгалтерия предприятия не давала нужную аналитику. Ведь зачастую внутренние бухгалтеры ведут сводный учет доходов или как того требуют стандарты, а топ-менеджерам необходима информация в разрезе продуктов, проектов, ЦФО и т.д. Решение — управленческий учет, который позволяет своевременно получать информацию для принятия управленческих решений.
Каменный век, если его нет
Разумеется, без управленческого учета можно обойтись. Однако, исходя из моего опыта, его отсутствие существенно снижает эффективность бизнеса. Как минимум есть 6 причин для его внедрения:
- Потеря интуитивности управления из-за масштаба. Рано или поздно компания вырастает из «коротких штанишек»: растет номенклатурный ряд, штат менеджеров и прочее. Теперь надо понимать, кто и что приносит прибыль, и наоборот.
- Привлечение инвесторов и потребность в прозрачной системе учета и отчетности для всех участников.
- Усложнение бизнес-процессов компании.
- Быстрый ответ на вопрос: «А где же деньги?» Особенно часто искать ответы приходится малому и среднему бизнесу.
- Потребность сегментировать продукты и клиентов. Иными словами, на чем, на ком и сколько зарабатываем.
- Необходимость учета текущих финансов: сколько на балансе, сколько и кому должны, и т.д.
И тут я хотел бы выделить еще один аргумент более высокого порядка: управленческий учет дает базу для оценки бизнеса в разрезе капитала, EBITDA и пр.
Далее с помощью мультипликатора и модели будущих денежных потоков можно даже определить рыночную стоимость компании.
Как есть и как нужно
Как правило, управленческий учет на предприятиях существует в трех вариациях:
- Параллельный учет: функции бухгалтера полностью дублируются финансовой службой.
- Метод трансформации: когда операции из бухучета трансформируются в систему управленческого учета.
- Последовательный метод: на этапе ввода операции правильно разносятся в бухгалтерской службе (с прицелом на управленческий учет), а потом уже финансовая служба разносит те операции, которые не попадают в контур бухучета.
При этом организация управленческого учета требует от менеджмента предприятия ряда действий: определения финансовой структуры, разработки форм отчетности, стандартов, положений и инструкций.
Все это делается для того, чтобы в итоге получить качественную и своевременную управленческую отчетность, которая позволит принимать правильные решения. Ее можно условно разделить на блоки основных отчетов (P&L, Cash Flow, Баланс, отчеты по KPI, отчеты по исполнению бюджетов предприятия (план-факт).
Обычно в Украине управленческий учет может выглядеть следующим образом:
- Вручную на бумажных носителях.
- В таблицах Excel. Порядка 80% компаний — представителей малого и среднего бизнеса — отдают предпочтение именно этому варианту. Это просто и дешево. Но при этом в Excel невозможно разделить уровни доступа к информации, полностью автоматизировать управленческую отчетность из первичных документов и самое печальное — могут теряться данные.
- Автоматизированно в специальных программах.
Что же использовать взамен? Крупным компаниям рационально внедрять управленческий учет в 1С или других ERP-системах. Это решение позволяет не только автоматизировать управленческую отчетность, но и создавать различные уровни доступа к информации. Автоматизация управленческого учета также позволяет оперативно получать данные, обеспечив при этом гибкую и моментальную связь с первичными документами.
Еще одна дополнительная опция, которая уже доступна в Украине, — управленческая отчетность на аутсорсе. Тут, как правило, приводят следующий пример: можно записаться в спортзал, погуглить информацию о последовательности упражнений и самостоятельно выполнять их, а для достижения лучшего результата воспользоваться услугами тренера.
- Читайте также: Рабочие места: создать нельзя потерять
Предприятие может быть лидером рынка в своем сегменте, а сотрудники – лучшими менеджерами по продажам мебели, программных продуктов или ІТ-услуг. Но они не могут знать, как правильно настроить управленческий учет на базе 1С и BAS ERP. Оптимизируя настройку управленческой отчетности, украинские аутсорсеры уже научились учитывать масштабы бизнеса, виды деятельности, динамику развития компании, запросы и ожидания руководителя и пр.
KPI`s?
Грамотно выстроенный управленческий учет в итоге способствует успешной деятельности компании по таким векторам:
- Обеспечивает ускоряющийся темп развития предприятия.
- Менеджеры оперативно получают необходимую информацию.
- Организация получает конкурентные преимущества с помощью организации общего управления и управления затратами, коммерческой деятельностью.
- Оценивает вклад в итоговый результат различных структурных подразделений.
В конечном итоге повсеместное внедрение управленческого учета в контексте всей страны повысит инвестиционную привлекательность украинского бизнеса. От этого выиграют все.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора