Facebook Pixel

Типичные ошибки при ведении отчетности. Часть 1. Виды финотчетов

Алена Мысько
основательница финансовой компании Fuelfinance

Отчетность головная боль любого владельца бизнеса. Ошибки в отчетах чреваты неприятностями самых разных масштабов – вплоть до краха всего предприятия.

Поэтому их желательно избегать как можно тщательней. О наиболее типичных ошибках и о том, как их избежать, и поговорим. В первой части об основных видах финансовых отчетов и правилах их заполнения, а во второй о видах ошибок, их последствиях и о том, как этих неприятностей избегать.


Виды финотчетов

Для начала разберемся, какие вообще существуют виды финансовых отчетов. В основном ведутся отчеты трех видов: о движении денежных средств, о прибыли и убытках, а также баланс. В идеале должен быть еще четвертый вид – отчет о собственном капитале в бизнесе, или Equity Statement. Рассмотрим их подробнее.

Отчет о движении денежных средств содержит информацию о денежных потоках. Это позволяет прогнозировать денежные поступления и выплаты, составлять график платежей на будущее, используя имеющиеся данные. Информация о денежных потоках помогает анализировать финансовую гибкость. Особенно важно контролировать средства на счетах, понимать наличие и объемы остатков и отдавать себе отчет в том, за счет собственных или привлеченных средств бизнес финансируется в ежедневном режиме.

slaid2.jpeg

Отчет можно скачать по ссылке.

Отчет о прибыли и убытках предпринимателя относится к основной отчетности, которая показывает, насколько эффективна ваша бизнес-модель, какова структура доходов и затрат, а также зарабатывает ли ваш бизнес, сколько можно вынуть дивидендов, сколько надо заплатить налогов и т. д.

Он дает представление о финансовых результатах хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчет о прибылях и убытках, как и бухгалтерский баланс, составляется на основе двух основополагающих принципов: метода начисления и допущения непрерывности деятельности организации.

slaid1.jpeg

Отчет можно скачать по ссылке.

Баланс отражает финансовое положение предприятия на определенную дату, например, на конец отчетного периода. Баланс характеризует предприятие как держателя активов, которые равны источникам финансирования этих активов обязательствам и собственному капиталу. Баланс является «фотографией» вашего бизнеса на определенную дату, он показывает финансовое состояние компании.

Баланс помогает ответить на вопрос: «Во что были вложены ресурсы?» (на счете, в товаре и так далее); показывает итоги и остатки, позволяя узнать, сколько имеется операционных средств, товаров, задолженности. Также с его помощью можно подсчитать финансовые коэффициенты и определить балансовую стоимость бизнеса.

slaid3.jpeg

Отчет можно скачать по ссылке.

Equity Statement составляется по форме № 4, приведенной в приложении 1 к НП(С)БУ 1. С его помощью пользователи финансовой отчетности могут получить информацию об изменениях в составе собственного капитала предприятия в течение отчетного периода, то есть узнать, сколько собственного ресурса было вложено в бизнес (акционерный, уставный капитал) и сколько нераспределенной прибыли было сконцентрировано и не вынуто из бизнеса в виде дивидендов.

В этом отчете отражают источники пополнения собственного капитала, а также операции, в результате осуществления которых собственный капитал был уменьшен. Кроме того, структура формы №4 позволяет отследить внутреннее перемещение собственного капитала, например, его изменение, связанное с распределением прибыли предприятия.

slaid4.jpeg

Отчет можно скачать по ссылке.

Каждый из этих отчетов дает определенную информацию. Деньги и их наличие это про стабильность; прибыль это про успешность операционной модели; баланс про точку, где находится бизнес, какими активами владеет и за какие ресурсы они были куплены.

А Equity Statement это про собственный капитал. Грубо говоря, что останется собственнику, если мы продадим все свои активы и заплатим все свои обязательства.

Все они важны, потому что каждый из этих отчетов дает определенный ответ на свой вопрос. Чтобы не обанкротиться, необходимо понимать ситуацию с деньгами. Чтобы расти и развиваться понимать прибыль. Для того, чтобы контролировать общую ситуацию с бизнесом и видеть «фотографию» этого бизнеса, необходимо строить и анализировать баланс.

Правила заполнения финотчетов

Существует четыре правила, которых необходимо придерживаться при заполнении финансовых отчетов.

Первое правило — это, безусловно, систематичность. Определенные отчеты должны вестись с определенной периодичностью и точностью.

Например, отчеты по деньгам, запасам и продажам ведутся каждый день, и раз в неделю контролируется дебиторка. Остальные отчеты один раз в месяц. Должна быть выработана четкая система, как это все работает. Например, отчет должен быть составлен до 5-го числа каждого месяца. Нарушений этой системы очень важно не допускать.

Второе правило — это учетная политика. Грубо говоря, это свод правил, по которым мы работаем и разрабатываем свою управленческую отчетность в бизнесе. В них должно быть четко прописано, как мы признаем доходы, а также как и когда мы признаем расходы. Например, какие у организации нормы по амортизации.

Все эти управленческие правила должны быть прописаны, приняты и понятны всем сотрудникам. Все отчеты должны составляться, исходя из этих правил, из года в год. Если требуются изменения, то они должны быть аргументированы.

Третье правило — максимальная автоматизация процесса отчетности. Давно существует программное обеспечение, которое позволяет сократить затраты ресурсов на ведение отчетности и снизить при этом риски человеческого фактора. Поэтому везде где только можно заменяем человеческий повторяемый труд автоматизацией.

Намного эффективней, когда человек в команде тратит время на анализ и на мозговую деятельность, а не на разнесение операций каждый месяц. В таком случае выигрывают и работник, и собственник. Мы много раз видели, как финансист тратит все свое время на сведение цифр, и у него не остается времени на анализ этих данных и на рекомендации собственнику.

Четвертое правило — проверка отчетов. Например, мы сводим баланс и проверяем себя на правильность разнесения всех операций. Баланс — это то, что помогает проверить, действительно ли все правильно сделано. Если он не сходится, то необходимо найти все ошибки и проверить, где случались сбои. Как говорится, доверяй, но проверяй.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора