Каждая 13 жалоба. С чем ФОПы обращаются в Совет бизнес-омбудсмена

координатор по коммуникациям Совета бизнес-омбудсмена

За пять лет работы Совет бизнес-омбудсмена получил 553 жалобы на неправомерные действия госорганов от физлиц-предпринимателей.

СБО помог частным предпринимателям вернуть и сэкономить почти 10 млн грн.

Каждый год без исключения количество жалоб от микробизнеса росло. Например, в 2019 году учреждение получило на 28% больше обращений, чем в 2018-м. А за четыре месяца 2020 года – уже 52 жалобы.

Мы видим, что все больше украинских предпринимателей узнает о работе СБО. В целом каждая тринадцатая жалоба поступила в учреждение от ФОПов. Успешно решили для жалобщиков больше половины закрытых кейсов.

СБО помог частным предпринимателям вернуть и сэкономить почти 10 млн грн. В частности, отменить необоснованные налоговые начисления и зарегистрировать налоговые накладные. При этом услуги СБО для предпринимателей являются бесплатными.

Несмотря на то что сделано немало, мы чувствуем, что можем помочь больше. Поэтому в этой заметке хотим рассказать о наиболее распространенных предметах жалоб, привести примеры решенных кейсов, а также стимулировать ФОПов обращаться в СБО в похожих ситуациях.

На что жаловались ФОПы?

  • Подавляющая часть обращений (42%) касалась налоговых вопросов. Обычно предприниматели оспаривали результаты налоговых проверок, сталкивались с безосновательной блокировкой налоговых накладных, в частности с невыполнением судебных решений по их регистрации.
  • Каждая пятая жалоба (21%) от ФОПов поступила на неправомерные действия правоохранителей. Среди наиболее распространенных кейсов – процессуальные злоупотребления Нацполиции (26 жалоб), уголовные производства по налоговым вопросам, бездействие Нацполиции и органов прокуратуры.
  • Почти одинаковое количество жалоб поступило на действия местных органов власти (получение разрешений от местных органов власти и выделение земельных участков) и государственных регуляторов (НКРЭКУ, ГАСИ, АМКУ и другие) – 11% и 10% соответственно.
  • Интересно, что ФОПы активнее, чем другие формы хозяйствования, предлагали изменения в законодательство – этот предмет попал в топ-5 с долей 7%.

География обращений

География обращений от частных предпринимателей была куда более дифференцированной, чем от других жалобщиков: если доля Киева среди всех жалобщиков составила 38%, то среди ФОПов – лишь 25%.

В то же время вес других областей был больше: Киевской – на 3 п.п., Днепропетровской – на 1 п.п. От ФОПов Запорожской области мы получили 9% обращений, тогда как этот регион вообще не попал в топ-5 общего количества жалоб.

Три истории обращения ФОПов

Длительное неисполнение судебного решения

Налоговая отказывалась исполнять судебное решение, которое вступило в силу еще в 2018 году. Решение касалось отмены долга ФОПа на сумму 180 тыс. грн. В 2014 году предприниматель, уплачивая налоги, перечислил деньги в банк своевременно и в полном объеме.

Каждая пятая жалоба (21%) от ФОПов поступила на неправомерные действия правоохранителей.

Однако банк в дальнейшем обанкротился и не успел перечислить деньги в налоговую. Судебная практика в таком случае свидетельствует в пользу налогоплательщика: если он подал платежные поручения в банк, считается, что он выполнил свои обязательства.

Однако налоговый орган не спешил. Инспектор Совета несколько раз письменно просила налоговые органы исполнить решение суда. Однако каждый раз госорган пытался найти формальные основания для отказа в исполнении решения.

Сначала ГНС отвечала, что не обязана выполнять решение суда, поскольку она не была стороной по административному делу жалобщика. Потом выяснилось, что у госоргана нет технической возможности исполнить решение.

Через три месяца работы Совета, после трехсторонней рабочей встречи и вынесения вопроса на рассмотрение экспертной группы, налоговый орган наконец сообщил Совету о том, что налоговый долг жалобщика больше не учитывается. При содействии Совета ФОПу удалось отстоять свои законные права и избежать повторной уплаты 180 тыс. грн.

Сложности с регистрацией участка под магазин

Планируя открыть семейный магазин, предприниматель подготовил пакет необходимых документов и подал их в Госгеокадастр.

Несмотря на то что различные разрешительные органы согласовали данный проект здания, Госгеокадастр отказался его регистрировать якобы из-за необоснованного изменения функционального назначения и нарушенной хронологии проекта землеустройства.

Инспектор СБО исследовал обстоятельства дела и поддержал позицию предпринимателя, обратившись в Госгеокадастр. Параллельно суд признал, что документация ФОПа соответствует требованиям законодательства, а госорган отказал жалобщику необоснованно.

Однако госорган продолжал отказывать жалобщику в регистрации. Чтобы решить наконец затянувшийся конфликт, Совет помог организовать личный прием жалобщика руководством Госгеокадастра с участием инспектора.

При содействии Совета Госгеокадастр наконец зарегистрировал земельный участок ФОПа. Необходимость в дальнейших судебных спорах отпала, что снимет дополнительную нагрузку со жалобщика.

Системная проблема с продажей сидра

Владелец паба в Киевской области, являясь плательщиком единого налога, обратился в налоговый орган за лицензией на продажу сидра.

Сначала госорган несколько раз отказывался принимать документы жалобщика, а потом ответил, что для продажи этого напитка жалобщик должен перейти на общий режим налогообложения и платить больше налогов.

После ряда отказов, внеплановых проверок и многочисленных жалоб на горячую линию налоговой предприниматель обратился в СБО.

В ходе расследования СБО установил, что, согласно Налоговому кодексу, плательщики единого налога І-III группы, которым является жалобщик, могут продавать пиво и столовые вина. Вместе с тем продажа сидра (включая перри) была возможной лишь при общем режиме налогообложения.

ФОПы активнее, чем другие формы хозяйствования, предлагали изменения в законодательство.

Признав обоснованность доводов предпринимателя и соразмерный подход налогового органа, СБО вынесла этот вопрос на уровень Министерства финансов и Государственной фискальной службы. После нескольких месяцев переписки СБО с соответствующими органами в Налоговый кодекс внесли поправки – с января 2019 года плательщики единого налога I-III групп могут продавать сидр и перри.

Количество выполненных действий и объем приложенных усилий в рамках таких дел часто бывают больше, чем в делах «на миллионы». Однако успешное их закрытие особенно мотивирует и дает ощущение, что Совет реально помог людям, которые не имели других возможностей и ресурсов для защиты своих интересов.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора