Facebook Pixel

ПСО уже не защищает интересы бытовых потребителей

Максим Рабинович
Директор Газоснабжающей компании «Нафтогаз Украины»

Больше 4-х лет в Украине действует режим спецобязательств по поставке природного газа для бытовых потребителей (ПСО).


В 2015-м, когда вступил в силу Закон о рынке газа, регулировать условия поставки этого ресурса было необходимо, поскольку возникали большие риски непомерной финансовой нагрузки на людей. Поэтому введение ПСО было вполне оправданным и понятным.

Однако сейчас сохранение регулирования рынка является нецелесообразным, поскольку в первую очередь ограничивает возможности людей выбирать наиболее выгодные условия поставки газа. Потребители продолжают узнавать о стоимости газа в конце периода потребления, вместо того чтобы самостоятельно выбирать привлекательные для них тарифы и условия поставки ресурса.

За время действия ПСО государство смогло провести монетизацию субсидий. Это, с одной стороны, дало людям возможность самостоятельно распоряжаться финансовой помощью от государства и экономнее потреблять ресурс. Сэкономленные же средства субсидии можно использовать на собственные нужды. С другой стороны, с поставщиков газа сняли ненужную нагрузку по учету немонетизированных субсидий.

Большинство поставщиков газа успело пересмотреть подходы к взаимодействию с потребителями, поняв, что будущее — за клиентоориентированным подходом. Поэтому многие газовые сервисы сегодня доступны онлайн: передать показания счетчика, заплатить за газ, получить справку, консультацию и т. п. – все это уже в стандартном наборе услуг.

Однако остался ряд вопросов, которые еще нужно решить для создания конкурентного рынка газа в бытовом сегменте.

Первое. Необходимо упростить процедуру смены поставщика газа. Сейчас для того, чтобы собрать все необходимые документы для смены поставщика, понадобится от 30 до 110 дней. К тому же придется тратить время на звонки, письма или личные визиты в центры обслуживания клиентов.

Важно сделать переход максимально простым, как это происходит в Европе и США: онлайн-заявление на сайте поставщика газа о желании стать клиентом и уведомление о новой обслуживающей компании максимум за несколько недель. Вся остальная работа по переводу клиента – забота поставщика.

Второе. Должно быть завершено фактическое разделение аффилированных облгазов и газсбытов в регионах. Компания, которая отвечает за доставку (распределение) газа, не должна иметь влияние на клиента, который выбирает поставщика газа.

Третье. Нужно создать единую информационную базу – дата-хаб, где будут храниться данные о потребителях газа, электроэнергии и других ресурсов и к которой будут иметь доступ все поставщики. Кроме того, доступ к информации о поставщиках – их истории, ценовых и сервисных предложениях – должны иметь и клиенты.

Четвертое. На конкурсной основе выбрать поставщика «последней надежды» — компанию, которая будет работать с клиентами, которые в силу определенных обстоятельств не смогут заключить договор с энергоснабжающей компанией.

Пятое. Для каждого поставщика газа важно создать действенный механизм работы с долгами потребителей, поскольку отключение потребителей от газоснабжения не должно быть главным рычагом в решении долговых вопросов.


Решать эти вопросы можно параллельно с открытием рынка газа для населения. Никто и никогда не будет на 100% готов к изменениям. Однако продолжение ПСО никак не ускорит реформирование газового сектора страны.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора