Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

Почему продуктовый ритейл закрывает магазины?

Наталья Петровская
Руководитель GR-направления Ассоциации ритейлеров Украины
Почему в войну продуктовые магазины закрываются. Фото: molbuk.ua

Почему в войну продуктовые магазины закрываются. Фото: molbuk.ua

В Украине в апреле количество закрытых продуктовых магазинов увеличилось на 3% по сравнению с первым месяцем войны, в то время когда все другие отрасли торговли демонстрировали положительную динамику возобновления работы.

В то же время, продуктовые магазины закрываются не только на временно оккупированных территориях, но и там, где возможно вести деятельность.

С чем это связано?

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Согласно исследованию Ассоциации ритейлеров Украины, только в конце апреля сегмент торговли начал постепенно восстанавливаться. Количество работающих магазинов выросло на +6% по сравнению с первым месяцем войны.

Но положительную динамику показали все сферы торговли, кроме продуктового ритейла.

Подписывайтесь на нас в Google News!

По сравнению с мартом процент закрытых мини-маркетов, супермаркетов и гипермаркетов в этом сегменте увеличился с 21% до 24%, то есть на 3%.

Конечно, на этом сказались физические потери и повреждения магазинов в результате ракетных ударов и обстрелов, а также невозможность работать на территориях, где ведутся боевые действия и на временно оккупированных территориях. Однако есть еще ряд других факторов, объясняющих эту тенденцию.

Во-первых, это оптимизация работы. С началом полномасштабного вторжения продуктовые ритейлеры столкнулись с серьезными проблемами: усложнение логистики, недостаточное количество товаров на складах, отсутствие персонала, миграция населения на Запад страны и низкая покупательная способность.

Чтобы оптимизировать работу, операторы рынка начали оставлять работающими только те торговые точки, где можно было организовать своевременное пополнение запасов, сформировать полноценный ассортимент и пользоваться соответствующим потребительским спросом — так называемые «опорные» магазины.

Во-вторых, плата за аренду помещений. Это второй важный фактор, влияющий на количество работающих магазинов. С начала войны далеко не все арендодатели пошли на уступки и снизили ставки аренды, мотивируя это тем, что продуктовый ритейл работает и товары повседневного потребления пользуются спросом.

Вместе с тем ритейл несет огромные потери в связи с повреждением магазинов на территориях, где ведутся боевые действия, потерей складов и товаров, а также падением платежеспособности населения.

В-третьих, существенным бременем стала новая статья расходов – организация логистики. С начала войны большая часть производителей прекратила доставку продуктов питания в магазины и распределительные центры сетей, переложив эту ответственность на розницу. Отсутствие транспорта, мобилизация водителей, высокая стоимость бензина явились причинами удорожания логистики в четыре раза по сравнению с довоенным периодом.

Также негативно повлияли изменение потребительской корзины (сейчас она в основном состоит из товаров, на которые продолжает действовать законодательное ограничение торговой наценки в размере 10%) и решение о запрете продажи алкоголя.

Все это отразилось на возможности продуктового ритейла платить аренду в полном объеме. Потому это еще одна из причин, почему сети закрывают магазины.

Основной риск закрытия или невозобновления работы магазинов остается на территориях, где велись или ведутся боевые действия.

Сложная логистика, высокие арендные ставки и нежелание владельцев помещений договариваться (формально арендаторы коммерческих помещений имеют обязательства перед арендодателями оплачивать арендную плату в полном объеме, даже если торговая деятельность не велась в связи с активными боевыми действиями), недостатки сроки расчетов с поставщиками – это все повлияло на возможности работы торговых точек в сложных регионах, а значит, на обеспечение граждан продуктами питания.

Но, учитывая социальную ответственность продуктового ритейла и не обращая внимания на сложности, торговые сети начинают возобновлять работу на пострадавших от войны территориях. Так, в конце апреля возобновили работу около 100 торговых точек. Однако, несмотря на возобновление работы некоторых магазинов, общий результат получил меньше: в апреле работало только 3463 магазина FMCG-операторов против 3600 в марте.

Крайне неблагоприятные условия для открытия продуктовых магазинов отмечаются на востоке страны и других городах, где велись боевые действия. Уменьшение населения, падение покупательной способности, дорогостоящая логистика и арендная плата – это те факторы, которые влияют на деятельность торговли.

В этих регионах требуется поддержка государства для бизнеса. В частности, нахождение оптимальных арендных условий для деятельности продовольственных магазинов, ведь главная цель работы магазинов в этих регионах – не прибыль, а обеспечение населения необходимыми товарами.

Украинский ритейл нуждается в законодательном урегулировании ставок арендной платы — вопрос ее фиксации для розницы становится критическим для функционирования магазинов.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Комментарии

Все новости