Уже три месяца Украина живет в состоянии войны и продолжает терпеть разрушения. По оценке украинских властей, в целом восстановление страны будет стоить не менее 600 млрд долларов. Огромный ущерб был нанесен объектам инфраструктуры (в общей сложности 97,4 млрд долл.), системе здравоохранения (1 млрд долл.), системе образования (1,5 млрд долл.). Такая оценка ущерба украинской экономике предоставлена проектом KSE Institute «Россия заплатит» при поддержке правительства и Офиса Президента. В Украине уже начали обсуждать предстоящее восстановление.
План восстановления будет основываться на нескольких ключевых пунктах:
· предоставление финансовой помощи государствами-союзниками Украины и международными организациями;
· предоставление необходимой сырьевой базы, промышленного оборудования, строительных материалов и новейших технологий;
· эффективное распределение получаемой помощи, а также контроль за целевым использованием ресурсов.
Трафарет Плана Маршалла на современную Украину
5 мая 2022 года Президент Владимир Зеленский на Международной конференции доноров для Украины в Варшаве очертил свою позицию по так называемому «Плану Маршалла» для Украины:
· Украина во время войны нуждается в финансовой помощи, чтобы закрывать все социальные, гуманитарные и военные нужды.
· Украине требуется стратегический план международной поддержки – современный аналог «Плана Маршалла». Финансовые вливания, технологии, помощь зарубежных специалистов – все это, подчеркнул Президент, будет являться инвестицией в стабильность Центральной и Восточной Европы. По словам Зеленского, восстановление Украины должно стать таким же историческим примером из нашего времени, как и восстановление европейских стран после Второй мировой войны.
План Маршалла: исторический экскурс и эффект
Европейская программа восстановления (The European Recovery Program) или так называемый План Маршалла стал самой известной и успешной экономико-политической программой восстановления для стран Западной Европы после разрушений во время Второй мировой войны. Этот план получил свое название по фамилии тогдашнего государственного секретаря США Джорджа Маршалла, который был основополагающим автором и стратегом проекта по восстановлению. Несмотря на свою популярность в последующие годы, Акт о восстановлении Европы, являвшийся законодательной основой для Плана Маршала, вызвал настоящую политическую оппозиционную волну в США. Даже в исполнительной власти сначала не было консенсуса относительно того, как администрировать помощь Европе, или какое агентство должно взять на себя такую инициативу, поэтому получить одобрение Конгресса было непростой задачей.
Срок действия Плана Маршалла – апрель 1948 – октябрь 1951, общая стоимость – 13 миллиардов долларов, 90% из которых составляли гранты. Непосредственно средства предоставлялись Госдепартаментом США, Министерством финансов США, Экспортно-импортным банком США и Международным банком.
Главные задачи Плана Маршалла:
· расширение европейского сельскохозяйственного и промышленного производства;
· восстановление «здоровья» валют, бюджетов и финансов в отдельных европейских странах;
· стимулирование торговли между европейскими странами и между Европой и остальным миром.
В США действовал Комитет экономического развития (The Committee for Economic Development или CED), с 1942 года рассматривавший национальные приоритеты, способствующие стабильному экономическому росту и развитию в пользу всех американцев. CED, в частности, тесно связан с реализацией Плана Маршалла, поскольку непосредственно осуществлял надзор за его реализацией. В состав комитета входило немало представителей частного бизнеса. В частности, глава CED Пол Хоффман был президентом компании Studebaker Automobile Company. Среди членов Комитета были и топ-менеджеры компаний General Foods, Coca-Cola Company, Scott Paper, Quaker Oats, General Electric и Goldman Sachs, многие свидетельствовали перед Конгрессом США в поддержку помощи Европе.
В составе CED создали 3 комитета: первый – для определения потребностей Европы и необходимых ресурсов для их обеспечения, второй – для анализа имеющихся ресурсов США и третий – для анализа дальнейшего влияния на экономику США и соотношения помощь-результат для США и Европы.
План Маршалла реализовывали две организации: подконтрольное США Управление экономического сотрудничества (The Economic Cooperation Administration или ECA) и Организация европейского экономического сотрудничества (The Organisation for European Economic Cooperation или OEEC), которая обеспечила выполнение участниками своих общих обязательств по политике стимулирования торговли и увеличения производства.
Межведомственная конкуренция и угроза того, что отказ Конгресса может привести к ограничению финансирования, привели к решению создать независимое ведомство – ECA, а не поручить распределение средств Госдепартаменту или Министерству иностранных дел. ECA предоставила долларовую помощь Европе для закупки товаров – продовольствия, топлива и оборудования, а также для реализации специальных проектов, особенно по развитию и восстановлению инфраструктуры. ECA также оказывала техническую помощь для повышения производительности производства, предоставляла гарантии для стимулирования инвестиций из частного сектора США, одобряла использование целевых фондов в местной валюте.
ECA получала средства непосредственно от Госдепартамента или Госказначейства, впоследствии деньги передавались правительствам европейских государств. Средствами совместно распоряжались местные органы власти и ECA. В столице каждой страны был представитель ECA, как правило, известный американский бизнесмен, консультировавший и контролировавший процесс. Поощрялось кооперативное выделение средств, а также были созваны группы правительственных, бизнес- и трудовых лидеров, чтобы изучить экономику страны и увидеть, где нужна помощь.
На втором этапе Плана Маршалла правительство США не предоставляло деньги непосредственно странам-участницам, чтобы они могли покупать все необходимое. США поставляли товары и оказывали услуги, преимущественно через трансатлантическое судоходство, правительствам-участникам, которые затем продавали товары предприятиям и частным лицам. Покупатели должны были уплатить эквивалентную долларовую стоимость товаров в местной валюте на специальные счета планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning), созданные в центральных банках стран. Такой способ работы имел три преимущества:
· поставка американских товаров в Европу без платежей в долларах, что помогло сократить долларовый разрыв;
· накопленные средства можно было использовать на инвестиции в долгосрочную реконструкцию (как это было во Франции и Германии) или на погашение государственных военных долгов (как в Великобритании);
· оплата товаров в местной валюте помогла ограничить инфляцию, временно изъяв эти средства из обращения, пока они находились на специальных счетах.
Какие результаты имело выполнение Плана Маршалла в послевоенной Европе
· К концу 1951 года промышленное производство для всех стран превысило уровень 1938 года на 35%, превзойдя тем самым начальные цели проекта. Однако совокупное сельскохозяйственное производство для потребления человеком было всего на 11% выше довоенного уровня, и учитывая рост населения на 25 миллионов за эти годы, Европа не смогла прокормить себя самостоятельно до 1951 года.
· Промышленное производство к концу 1951 года было на 55% выше, чем четыре года до этого. Страны-участницы увеличили совокупное сельскохозяйственное производство почти на 37% за три урожайных года после 1947-1948 годов. В годы действия Плана Маршалла общий средний ВВП вырос примерно на 33%.
· Страны-участницы ставили своей целью увеличить производство стали до 55 миллионов тонн в год, что на 20% выше довоенного производства. К 1951 году они достигли 60 миллионов. Предполагалось увеличить мощности по переработке нефти в 2,5 раза по сравнению с 1938 годом. В итоге удалось увеличить их в четыре раза. Целью добычи угля было 584 млн тонн, что на 30 млн больше довоенного показателя. К 1951 году производство все еще было несколько ниже, чем в 1938 году, но уже на 27% выше, чем в 1947 году.
· Началась новая эра отношений, партнерства и сотрудничества между Западной Европой и США.
· Создана база для будущей Организации Североатлантического договора.
Послевоенная помощь Японии и План Доджа
Линия (или План) Доджа – политика финансового и денежного сокращения, разработанная американским экономистом Джозефом Доджем для Японии после Второй мировой войны. Целью Плана было обретение экономической независимости и преодоление инфляции в послевоенной стране.
Общая помощь США Японии за годы оккупации с 1946 по 1952 годы составляла примерно 2,2 млрд долларов, из которых почти 1,7 млрд долларов составляли гранты, а 504 млн были предоставлены в форме ссуд.
В послевоенной Японии Верховный главнокомандующий союзных государств (Supreme Commander of Allied Powers или SCAP) или Генеральный штаб (General Head Quarters или GHQ) – эти термины употреблялись как синонимы – имели наибольшие полномочия для осуществления социальных, образовательных и экономических реформ. Несмотря на то, что SCAP представлял тринадцать стран, включая Соединенное Королевство и Советский Союз, фактически принятая оккупационная политика была в основном спланирована и реализована Соединенными Штатами.
18 декабря 1948 года SCAP издал директиву, касающуюся экономической стабилизации Японии. Первые четыре пункта содержали антиинфляционные положения, ставшие ядром Плана Доджа, и включали следующие задачи: 1) сбалансировать общий бюджет; 2) усилить взыскание налогов; 3) ограничить кредиты; 4) стабилизировать заработную плату. Следующие пять пунктов регулировали дальнейший контроль за ходом реформ: 5) усилить и расширить контроль цен; 6) улучшать и укреплять торговлю и валютный контроль; 7) обновить систему выдачи пайков; 8) увеличить внутреннее производство сырья и промышленных товаров; 9) оптимизировать сбор продовольственных грузов.
Из более 2 млрд долларов выделенной помощи 655 млн (или 32%) было направлено на содействие непосредственно экономической реконструкции, то есть промышленные материалы, включая машины и сырье (310 млн долларов или 15%); нефть, горюче-смазочные материалы (95 млн или 5%); транспортные средства и оборудование (249 млн или 12%). Вполне вероятно также, что большая часть средств, классифицируемых в качестве выплат гражданскому населению (67 млн долларов) и выплат на другие нужды (63 млн долларов), также могут рассматриваться как вклад в восстановление экономики, поскольку японским гражданам предоставлялась мотивация для стимулирования производства. Из оставшихся 1,2 млрд долларов 1,19 млрд ушло на сельскохозяйственное оборудование и продукты питания. Остальное составляли расходы на медицинские и санитарные товары (менее 1% от общей суммы), образование (менее 1%), а также одежду, текстиль и обувь (более 1%).
Послевоенная помощь Японии обеспечила поддержку страны по ключевым промышленным и социальным направлениям. Выполнение Плана Доджа позволило обуздать безумную инфляцию в Японии, но повлекло за собой значительные краткосрочные трудности для японских рабочих, что привело к массовым увольнениям на фоне сокращения экономики.
Как экстраполировать международный опыт на послевоенную Украину
Главной задачей Украины и мира сейчас есть установление мира путем победы над агрессором. Международные партнеры Украины уже выразили свою готовность в дальнейшем поддержать ее в послевоенный период финансовой, кадровой, ресурсной и материально-технической помощью для скорейшего восстановления. При разработке плана восстановления важно учесть исторический международный опыт и политико-экономические и технологические особенности современного мира.
Ключевыми этапами проекта помощи Украине могут стать:
· Международная учредительная встреча стран-доноров для Украины, принятие стратегического плана действий по восстановлению и отстройке Украины;
· Создание международной организации, в компетенции которой войдут: оценка нанесенных разрушений и ущерба; предоставление предложений по размеру и формам необходимой финансовой и ресурсной помощи; стратегическое планирование реализации шагов по восстановлению украинской экономики; контроль за целевым использованием помощи;
· Законодательное закрепление выделения финансовой и ресурсной помощи на национальном и наднациональном уровнях доноров;
· Взятие Украиной обязательств по целевому использованию помощи и созданию национальной системы по ее имплементации.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора