Тема пересмотра Соглашения об ассоциации с ЕС становится все более актуальной, особенно когда в этот процесс активно включился бизнес и стал присылать свои предложения.
Я бы хотела обратить внимание на предложения Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности Украины, о которых недавно упоминалось в СМИ и о которых уже высказались эксперты. Я не буду анализировать все предложения, просто обращу внимание на некоторые тенденции.
Мы просим ЕС отсрочить приближение экологического законодательства, касающегося выбросов в атмосферу. Даже приводим цифру, которая необходима для внедрения этого законодательства для стеклянной промышленности — $185 млн. Это предложение вызвало большой резонанс среди экспертов.
У меня несколько иная позиция. Как по мне, это предложение честное, но не до конца правильное. Я впервые вижу, чтобы бизнес просил отсрочить введение законодательства из-за его дороговизны. Обычно мы просто не выполняем законодательные обязательства в рамках Соглашения об ассоциации и не приводим никаких аргументов. Мало того, можем зарегистрировать несколько законопроектов по одной теме и полностью заблокировать процесс.
Почему это предложение не до конца верно, по моему мнению? Потому что я не вижу, является ли экологическое благополучие Украины приоритетом для стеклянной промышленности.
Я не вижу, на какой срок надо отложить приближение законодательства. Также я не вижу предложений, откуда мы будем брать средства, которых пока не хватает.
Без ответов на эти вопросы данное предложение не является сильным и обоснованным. Если мы хотим озвучить европейской стороне, что некоторые нормы для нас являются довольно дорогими, мы должны сразу иметь план, когда мы их сможем выполнить и за какие средства.
В противном случае это фактически отказ от приближения законодательства в экологической сфере.
Мы просим ЕС о либерализации транспортных перевозок с целью решения вопроса о дискриминации в предоставлении разрешений на международные автомобильные перевозки. Глобально этот вопрос надо поднимать, ведь если мы либерализируем торговлю товарами, а не либерализируем возможности их перевозки, это создает нам проблему, когда мы не будем иметь, чем перевозить эти товары.
В этой идее есть несколько слоев. Во-первых, это компетенция не ЕК, а компетенция стран-членов ЕС. Мы можем только просить ЕК способствовать решению этого вопроса. Во-вторых, мы еще не приняли почти ни одного акта в сфере автомобильных перевозок.
Европейцы об этом знают и сразу нам об этом напомнят. В-третьих, я бы детализировала идею либерализации транспортных перевозок, ведь это вопрос сложный и лучше его решать постепенно. Здесь нам бы пригодились предложения бывшего замминистра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции Оксаны Рейтер, которая предлагала две идеи.
Первая — это договориться с ЕС о либерализации транзитных автомобильных перевозок, чтобы хотя бы транзит у нас был безразрешительный. Это решит часть наших проблем с перевозками. Вторая — это подписание отдельного соглашения с ЕС по либерализации автомобильных перевозок наподобие Соглашения о совместном авиационном пространстве.
Проблема этих предложений в том, что они выглядят больше как наши пожелания, а не наша сильная позиция, в которой мы имеем четкое видение реализации.
Я хочу обратить внимание на то, что пересмотр Соглашения об ассоциации — это не только пересмотр торговой части и коммуникация с бизнесом. Это и необходимость создания общей политической рамки, которая отражает украинскую реальность и европейскую и предлагает новые идеи.
Сейчас в ЕС на повестку дня выходят идеи цифрового рынка, борьбы с киберугрозами. Готовы ли мы включиться в этот процесс?
Готовы ли мы детализировать раздел «Юстиция. Свобода. Безопасность» и принять отдельное приложение к данному разделу? У нас есть видение? Такое приложение позволит нам иметь детальный план для трансформаций в этой сфере и подать европейцам сигнал, что реформы в сфере юстиции для нас важны. Это те сферы, на которые ЕС обращает особое внимание, когда страна вступает в ЕС.
Каковы наши приоритеты по Соглашению об ассоциации? Будем ли мы развивать в дальнейшем идею секторальной интеграции, как это было раньше, когда мы определяли несколько приоритетных секторов по соглашению: Таможня, Энергетика, Цифровой рынок, ЮСБ. Заложим ли мы политический символизм в обновление и попросим ли у ЕС чего-то амбициозного?
Я предлагаю инициировать экспертное обсуждение, в ходе которого была бы возможность поразмышлять над стратегической рамкой для пересмотра Соглашения об ассоциации. Ведь пересмотр — это не только рассмотрение предложений от бизнеса.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора