Ежегодно каждый украинец использует около 500 полиэтиленовых пакетов, которые разлагаются более 100 лет, отравляя окружающую среду продуктами распада. Ежегодно от них умирает около одного миллиона птиц и 100 тыс. животных. Вместе с тем в повестке дня ВР появился законопроект №2051-1 «Об ограничении оборота пластиковых пакетов на территории Украины». Станет ли он решением проблемы?
Пластиковые пакеты вместе с другими видами пластика составляют основную часть печально известных мусорных островов в Тихом океане.
Согласно Директиве ЕС «О сокращении потребления легких пластиковых пакетов» до 2019 года Евросоюз планировал уменьшить их потребление с 200 до 90 штук в год на человека, а к 2025 году — до 40. С начала 2019-го магазинам в Евросоюзе запретили бесплатно раздавать пластиковые пакеты. 33 страны мира уже полностью отказались от использования полиэтиленовых пакетов, еще 53 — ввели частичный запрет.
А что в Украине? Законопроект №2051-1 Рада приняла за основу еще в ноябре 2019 года, и сейчас он выносится на повторное второе чтение как доработанный. Следует отметить, что это уже второй созыв парламента, которому предлагается ввести подобные ограничения. Текущий созыв получил проект уже как альтернативный.
Документ внедряет запрет на распространение в объектах розничной торговли, общественного питания и услуг сверхтонких пластиковых пакетов со стенками толщиной менее 15 мкм, тонких пластиковых пакетов толщиной от 15 до 50 микрометров, оксоразлагаемых пластиковых пакетов. Планируется, что такой запрет на пластиковые пакеты начнет действовать через девять месяцев со дня опубликования соответствующего закона.
Правда, есть определенные исключения. Такой запрет не касается биоразлагаемых пластиковых пакетов и сверхтонких пластиковых пакетов шириной до 225 мм (без боковых складок), глубиной до 345 мм (с учетом боковых складок), длиной до 450 мм (с учетом ручек), предназначенных для упаковки и/или транспортировки свежей рыбы, мяса и продуктов из них, сыпучих продуктов, льда и распространяемых в объектах розничной торговли как первичная упаковка.
В то же время в соответствии с текущей версией законопроекта, все сверхтонкие пластиковые пакеты будут полностью запрещены с 1 января 2023 года.
Здесь следует пояснить логику авторов законопроекта о критериях установленного запрета. Дело в том, что, по утверждениям экспертов, переработка пластиковых пакетов толщиной менее 50 мкм является сложной.
В соответствии с Директивой ЕС 2015/720 от 25 апреля 2015 «Об ограничении использования тонких пластиковых пакетов», страны-члены ЕС должны принять меры по сокращению производства и потребления пакетов толщиной менее 50 мкм.
Зато пакеты с толстой стенкой подвергаются переработке. Именно поэтому законопроект пока не запрещает распространение пластиковых пакетов толщиной более 50 микрометров, но включает положение о платности такого распространения и даже предусматривает установление Кабмином минимальных розничных цен.
Также следует отдать должное авторам за включение оксоразлагаемых пластиковых пакетов в перечень запрещенных. Такие пакеты содержат специальные добавки, которые способствуют быстрому разложению на микропластик.
Микропластик, со своей стороны, попадает сначала в воздух, почву и водоемы, а затем — в желудки рыб, птиц и других животных и даже — в человеческую пищу. Опасность быстрого распространения микропластика считается очень высокой, а ущерб, который этим наносится — даже больше, чем от обычного непереработанного пластика, который, по крайней мере, можно локализовать.
Итак, после принятия законопроекта и вступления в силу соответствующего закона мы больше не увидим манипуляционных отметок «био» и «эко» на оксоразлагаемых пакетах, как, собственно, и сами пакеты. Подобные отметки будут разрешены только на биоразлагаемых пакетах, изготовленных из органического сырья, которые разлагаются на элементы естественного происхождения.
Контролировать соблюдение внедренных ограничений будет Госпродпотребслужба. Штрафы за нарушение составят от 1700 до 34 тыс. грн.
Законопроект №2051-1 тщательно прорабатывался членами Комитета ВР по вопросам экополитики и природопользования между первым и вторым чтениями. В частности, депутаты расширили сферу применения запрета распространения пластиковых пакетов. В редакции ко второму чтению законопроект включает также сферу предоставления услуг.
Кроме того, было изменено определение «объекта розничной торговли». В первой редакции документа определение было неудачное и при определенной интерпретации текста могло не включать большие супермаркеты. Очевидно, это не соответствовало намерениям авторов законопроекта. В редакцию ко второму чтению была также добавлена ссылка на европейские стандарты утилизации биоразлагаемых пластиковых пакетов способом компостирования или биоразложения.
Несмотря на в целом правильную идею в основе документа, находятся те, кто критикует такой подход к экологизации украинского общества.
Например, Комитет по вопросам интеграции Украины в ЕС в своем заключении отмечает:
«Законопроект не является комплексным, а имеет целью существенное сокращение использования одной разновидности отходов упаковки. Таким образом, эти изменения являются фрагментарными, не соответствуют принципу системности законодательства, не решают комплексно вопросы обращения с отходами упаковки».
Такое замечание, на первый взгляд, вполне оправдано, но одновременно — совершенно оторвано от украинской нормотворческой практики.
К сожалению, системные изменения в Украине внедряются трудно, под давлением и в случаях, когда это уже почти ультимативное требование наших западных партнеров. Поэтому стратегия маленьких, но решительных шагов может быть более выигрышной с точки зрения получения результата.
Ведь ни авторы законопроекта, ни Минприроды, которое его поддержало, не скрывают, что основная цель документа — уменьшение спроса на использование пластиковых пакетов в Украине, а следовательно — предотвращение образования отходов, что, в соответствии с законодательством ЕС, является первой стадией в иерархии обращения с ними.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора