Facebook Pixel

Новая цифровая реальность мира и где здесь Украина

Любовь Акуленко
Исполнительный директор аналитического центра Украинский центр европейской политики

Цифровизация — это новая правовая и социально-политическая реальность, в которой уже живет мир. Она является важнейшим фактором роста экономики любой страны.

Украина в этой новой реальности делает лишь первые шаги. Положительное в этом то, что мы движемся. Отрицательное — часто эти шаги осуществляются по стандартам, непонятным странам того же Евросоюза, интеграция с которыми — еще одна стратегическая цель Украины.

Создание новой реальности — процесс, безусловно, длительный и несет большое количество вызовов. Нужно по кирпичику собирать все элементы, не пропуская ни одного, чтобы в результате получить правильный узор.

Как с этим процессом справляется Украина? Речь идет о ключевых сферах цифровизации: е-коммерции, доверительных услугах и телекоммуникациях.

Семь ключевых инициатив ЕС

Цифровое будущее стран — членов ЕС определяют семь ключевых инициатив и стратегических документов:

  • Европейская стратегия единого цифрового рынка (Digital Single Market Strategy for Europe);
  • Развитие сетевой инфраструктуры в рамках построения европейского гигабитного общества (Connectivity for a European Gigabit Society: в 2021–2027 годах будут развертываться сети очень высокой пропускной способности, включая 5G, на это предусмотрено 2 млрд евро);
  • Цифровая Европа 2025 года (Digital Europe 2025);
  • Коммуникации: формирование цифрового будущего Европы (Communication: Shaping Europe's Digital Future);
  • Европейский кодекс электронных коммуникаций;
  • Программа ЕС «Развитие цифровой инфраструктуры Европы» (Connecting Europe Facility) на 2021–2027 годы;
  • Цифровой компас до 2030 года: европейский путь на цифровое десятилетие (2030 Digital Compass: the European way for the Digital Decade).

К сожалению, чем-то подобным Украина похвастаться не может. Есть отдельные элементы, однако целостной картины до сих пор не существует. Поэтому важно, чтобы мы в этом процессе ориентировались на тех, кто выстроил целостную систему, тем более что сам ЕС готов делиться своими наработками.

Е-коммерция: большая часть рынка в тени

Главные деньги цифровизации — в е-коммерции. На 2020 год в Украине е-коммерция принесла $4 млрд (ее доля составляет 8,8% в розничной торговле), из которых $450 млн — экспорт. Средний годовой чек украинца в сфере е-коммерции — $104.

Цифры покупательной способности и экспорта не особо впечатляющие. Например, средний чек европейца — примерно 1000 евро в год. Рынок электронной коммерции ЕС в 400 раз больше украинского. За прошлый год он вырос на 12%, до 717 млрд евро, и по прогнозам в 2023 году перевалит за триллион евро.

Поэтому европейский рынок является привлекательным для нас. Вместе с тем украинский рынок тоже динамично растет — на 40% за этот же период. Ожидается, что в течение пяти последующих лет его объем как минимум удвоится и достигнет 5% ВВП.

Возвращаясь к экспорту, отметим, что самые значительные страны — импортеры украинских товаров следующие: США (33% рынка), Россия (16%), Великобритания (7%), Германия (5%). То есть на европейском направлении у нас значительные нереализованные возможности электронной коммерции.

Почему так? Формально Украина выполнила свои обязательства, связанные с Соглашением об ассоциации с ЕС, имплементировав в национальное законодательство Директиву от 2000 года: в 2015 году у нас был принят Закон «Об электронной коммерции». Однако за последние 20 лет в ЕС значительно изменилось законодательство, касающееся сферы электронной коммерции.

Среди прочего речь идет об онлайн-площадках, которые обязаны четко информировать потребителей об основных критериях отбора товаров и ценах на них. Покупатели должны иметь одинаковые права, независимо от того, в какой из стран ЕС находится продавец.

Также в Украине никак не регулируется реализация цифрового контента и цифровых услуг (видео, музыкальные файлы, программное обеспечение, трансляции в прямом эфире, программы для чата и социальные медиа).

Кроме того, у нас размер комиссионного вознаграждения за эквайринг-услуги (услуга банка, позволяющая с помощью POS-терминала принимать к оплате платежные карточки международных и национальных платежных систем за товары, работы и услуги во время онлайн-расчетов) могут в 7 раз превышать ставки в странах Европейского Союза.

Да и сама доставка товаров происходит гораздо дольше и с высокими ценами на международные отправления.

Эти факторы приводят к тому, что большая часть рынка электронной коммерции в Украине находится в тени, и к нам часто попадает продукция неизвестного происхождения.

С 1 июня 2021 года заработали новые правила уплаты НДС и дополнительных тарифов на все отправления в ЕС из других стран (включая те отправления, которые имеют декларируемую стоимость до 22 евро). Также изменения претерпел и режим оформления торговых площадок и отдельных операторов, которые хотели бы продавать в ЕС. В украинской электронной коммерции это пока создает дополнительный барьер для экспорта в ЕС, в то время как продолжается резкий рост импорта в Украину (из-за необлагаемых транзакций розничных покупок с азиатских маркетплейсов). Этот вопрос требует значительного и немедленного внимания, но сбалансированным и взвешенным способом.

Доверительные услуги: шаг вперед — два в сторону

В начале две новости. Одна из них совсем свежая, другая — постарее, однако тоже определяющая для этого сектора. В частности, Верховная Рада приняла законопроект №5495, который предусматривает цифровизацию всех публичных услуг (так называемый режим paperless). Он впервые внедряет понятие «электронная публичная услуга» и приравнивает ее к бумажным услугам. Также устанавливаются четкие правила предоставления е-услуг. В частности, теперь они смогут предоставляться автоматически без вмешательства чиновника.

Вторая новость: принят законопроект, согласно которому цифровые паспорта в общегосударственном мобильном приложении «Дія» будут иметь такую же юридическую силу, как и пластиковые или бумажные аналоги. В Министерстве цифровой трансформации уже назвали Украину первым государством, которое узаконило цифровые документы, а Кабмин ранее обязался перевести весь государственный сервис в электронный вид до конца 2021 года.

Однако, несмотря на приятные и долгожданные победы, мало кто говорит о несоответствии нововведений (например, приложения «Дія» и нового цифрового паспорта eID) европейским техническим стандартам и требованиям. Больше огласки получают определенные баги и явно временные проблемы с внедрением новых систем, в то время как основная проблема находится глубоко под капотом в стандартах шифрования, соответствия оборудования криптографической защиты европейским и евроатлантическим нормам.

Логично было бы, чтобы «Дія» прошла аудит в европейском органе по оценке соответствия. А еще здесь можно было бы создать функционал, где бы украинцы получали и проверяли «европейскую цифровую подпись», с которой у нас тоже не все в порядке. Из 7,2 млн подписей, уже полученных украинцами, 88% даже формально не соответствуют стандартам ЕС и не могут называться квалифицированными электронными подписями (КЭП). А подписей, выданных по стандартам шифрования и признаемых в ЕС, вовсе единицы. При этом в Украине сформировалась государственная монополия на доверительные услуги, в частности на электронные подписи: более 90% из них выданы Приватбанком и Налоговой службой Украины.

Первые важные шаги сделаны. Будет ли политическая воля действовать до конца

Для ЕС ключевыми направлениями развития сейчас являются концепция создания гигабитного общества до 2025 года и стратегия цифровой Европы до 2025 года.

Речь идет о сетях со скоростью 100 Мбит/с, которые охватят все европейские домохозяйства до 2025 года и будут иметь возможности модернизации. А еще — о гигабитном подключении, которое соединит все основные социально-экономические инфраструктурные объекты; бесперебойном покрытии 5G, которое должно быть доступным во всех городских районах и на всех транспортных путях.

ЕС рассматривает 5G как один из самых основных блоков цифровой экономики и развития общества до 2030 года. Ожидается, что его внедрение принесет 213 млрд евро дохода во всем мире уже в 2025 году.

Что в Украине?

В декабре 2020 года был принят Закон Украины «Об электронных коммуникациях» (вступает в силу 1 января 2022 года). Основой для его разработки стали положения Европейского кодекса электронных коммуникаций (принят в ЕС в декабре 2018 года). И это важно, ведь впервые Украина имплементирует новое законодательство одновременно с государствами — членами ЕС.

Произошло развертывание сетей 4G, внедрен перенос абонентских номеров, а также осуществляется имплементация ряда актов ЕС, связанных с управлением радиочастотным спектром. Украина работает над возможностью создания международного роуминга с ЕС.

В то же время мы отстаем сразу в нескольких вопросах, среди которых: независимость регулятора, использование диапазона частот 700 МГц (это и есть 5G) и развертывание широкополосных сетей. Вопрос последней мили в построении цифровой инфраструктуры широкополосного доступа уже в ближайшем будущем встанет особенно остро в сельской местности: где-то будет густо, а где-то пусто.

В августе 2020 года Минцифры представило на обсуждение проект национальной стратегии развития широкополосного доступа в интернете и план мероприятий по ее внедрению. Согласно документам, 95% украинцев могут получить возможность подключиться к скоростному фиксированному и мобильному интернету.

Эти меры, по данным экспертов Всемирного банка, потребуют $350–450 млн инвестиций частных компаний. Это дорогое удовольствие, и очевидно, что в период COVID-19 такие средства трудно найти. Но, как показывает наше исследование, Украина получит значительные финансовые выгоды от интеграции в единое цифровое пространство ЕС, которые с лихвой окупят упомянутые инвестиции. Главное, чтобы их вложили в технологии, соответствующие европейским стандартам, которые вскоре не потребуют существенной модернизации.

Любовь Акуленко, Андрей Дресвянников, Украинский центр европейской политики

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора