Кризисные явления 2014-2016 годов побудили многих в Украине заняться собственным делом. Прослойка предпринимателей имеет огромное значение для жизни объединенных территориальных общин (ОТО). Но для ее формирования нужны специальные программы кредитования и финансового образования.
Конечно, наилучший вариант для ОТО, когда приходит крупная корпорация и строит в районе производство. В таком случае можно надеяться на так называемое чудо – например, новый завод Coca-Cola, British American Tobacco или Lactalis, благодаря которому появится, условно говоря, тысяча новых рабочих мест.
Но, во-первых, в Украине сегодня это, скорее, очень редкое явление – прямых инвестиций в производство от нерезидентов сейчас почти нет (намного легче приобрести ОВГЗ). А во-вторых, любой крупный или сетевой бизнес, иностранный или отечественный, свои доходы выводит в другой регион, где он зарегистрирован, например в Киев, Днепр, Харьков, другие города, или в худшем случае за границу и уже там платит налоги или осуществляет инвестиции в другие проекты. То есть заработанный им капитал не остается в селе или райцентре.
Читайте также: Бизнес встал на защиту Нацбанка
Какие преимущества имеет микробизнес, который создают местные жители?
Скажем, 5 успешно работающим малым предприятиям, на которых работает 2-3 человека, вполне под силу пополнять бюджет общины на сумму 75 тыс. грн в год в виде налогов. Предприниматели генерируют доход для своего региона и тратят деньги в местах проживания — и это прекрасно. Но деньги – это только одна составляющая.
Сейчас большая проблема для почти всех ОТО — миграция. Количество населения во многих сельских общинах существенно уменьшается, люди уезжают в крупные города или в другие страны в надежде на более перспективное будущее. Но этот тренд может быть сломан, если граждане сами научатся создавать перспективы для себя и своего окружения. Как сказал председатель одного из поселковых советов: когда человек становится предпринимателем, у него формируется позиция хозяина по отношению к месту, в котором он проживает.
Читайте также: Evraz Абрамовича приостановила экспорт угля в Европу через Украину
За примерами успешно работающих малых предприятий в Украине не надо далеко ходить. Постоянно появляются новые пекарни, которые предлагают людям хлеб и кондитерские изделия. Очень популярный сегмент — производство замороженных полуфабрикатов (вареников, пельменей и др.), готовой мясной продукции, макарон, мукомольной продукции и тому подобное. Например, жители Винницкой области производят сладости из сухофруктов, орехов и меда.
На Днепропетровщине бывший топ-менеджер принялся собственноручно шить обувь — все началось со стола, затяжных клещей и молотка. А сегодня эта обувь изготавливается под заказ для всей Украины. Также известная на всю страну ТМ «Zinka», которая предлагает потребителям молочную продукцию, когда-то начиналась с небольшой козьей фермы и одной точки продажи.
Однако, не все так безоблачно.
С одной стороны, в селе выгоднее заниматься малым бизнесом, чем в большом городе, поскольку предприниматель может получить более дешевую рабочую силу, доступ к более дешевым услугам и платить низкую арендную плату за помещение. Но есть и сдерживающие факторы.
Читайте также: Почти обанкротившийся «АвтоКрАЗ» Жеваго будет выпускать грузовики в Африке
В целом почва для развития микро- и малого бизнеса создается при условии трех основных составляющих:
1. Благоприятная среда, которая формируется государством (нормативно-правовое регулирование, налоги, льготы и др.)
2. Доступ бизнеса к финансированию.
3. Предпринимательская культура и обучение (знания).
Бизнес в Украине никогда не опирался на пункт 1, поскольку государственное регулирование – это тот фактор, на который невозможно воздействовать. Предприниматели рассчитывают не столько на помощь государства, сколько на его нейтралитет. Но пункты 2 и 3 являются зоной нашего влияния.
Согласно исследованиям компании GFK относительно нужд микро-, малого и среднего бизнеса, на первом месте для предпринимателей стоит доступ к финансированию. И лишь на шестой позиции по важности – цена этого ресурса.
Именно с финансированием микро- и малого бизнеса в условиях Украины возникают большие проблемы.
Так вот, именно с финансированием микро- и малого бизнеса в условиях Украины возникают большие проблемы. Взять кредит в банке или в другом финансовом учреждении именно для микро- и малого бизнеса чрезвычайно трудно. Банк требует большой пакет документов: кредитную историю, официальное подтверждение источника доходов, бизнес-план и т.п. Лишь небольшое количество начинающих предпринимателей сможет сделать все правильно и получить деньги.
Вот характерный пример. Во время презентации нами в Барышевском сельсовете программы поддержки микробизнеса для украинских ОТО к нам обратился фермер с просьбой профинансировать покупку комбайна 1982 года выпуска для обработки 56 га земли. Мы провели с ним собеседование. Вместе сделали расчеты. В феврале профинансируем. Ведь упрощение доступа к финансовому ресурсу для микро-, малого и среднего бизнеса – специализация нашей компании.
Читайте также: Шок и растерянность. Как бизнес реагирует на укрепление гривны
Но такая программа поддержки должна быть общенациональной.
Сколько денег нужно предпринимателям в селе и райцентрах для развития микробизнеса? Для старта начинающему чаще всего нужно оборудование. Это может быть профессиональная швейная машина, пресс для отжима масла из различных видов семян (конопля, кунжут, лен и др), деревообрабатывающее оборудование (пилорама, станок и т. п), профессиональная плита для выпекания пиццы, морозильная камера для ягод и др.
Например, когда мы создавали свою программу финансирования для микробизнеса в селах и райцентрах, то исходили из того, что она должна покрывать около 70% стоимости оборудования. Условно достаточная сумма для старта или развития одного предприятия может составлять 50-150 тыс. грн, то есть примерно $2-6 тыс. В Украине сегодня создано ориентировочно 1 000 ОТО. Чтобы профинансировать по 5 предпринимателей в каждой из них, понадобится 250 – 750 млн грн. Столько будет стоить национальная программа поддержки. Но это не полная цена.
Когда мы встречаемся с предпринимателями, разговор между нами идет не только об их платежеспособности.
Помним и о пункте 3 – «Предпринимательская культура и обучение». Низкий уровень финансовой грамотности сегодня существенно тормозит развитие микро- и малого бизнеса в Украине. Поэтому, когда мы встречаемся с предпринимателями, разговор между нами идет не только об их платежеспособности. Во многих случаях нужно помочь им рассчитать расходы и доходы, структурировать бизнес, разработать бизнес-план.
Выращивание микро- и малого бизнеса – это кропотливая работа, но она стоит тех сил, которые на нее будут потрачены. В странах Европы подобные программы по развитию микро- и малого бизнеса в регионах работают давно и являются эффективными. Сейчас мы имеем большой потенциал для того, чтобы создать прослойку активных людей в Украине, которые занимаются бизнесом и помогают развиваться своим регионам.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора