Кризис-2020: украинский легпром испытывает дефицит кадров

основатель торгово-производственной группы компаний «Текстиль-Контакт», спикер Форума МСП «Перезагрузка 2020»

Карантин и коронавирус показали, насколько гибкой является украинская легкая промышленность. За пару дней большинство компаний переориентировалось на пошив защитной продукции.

Здесь речь и о больших компаниях, и о маленьких. Например, мы, группа компаний «Текстиль-Контакт», приняли решение о пошиве защитной продукции, запустив через 5 дней три швейные фабрики. Также и украинские дизайнеры начали шить халаты, комбинезоны, маски.

Если говорить об одежде, то продажа весенних коллекций была остановлена, а летние — кто поздно привез, кто не успел отшить. Что ждать от осени? Весенние брендовые коллекции будут на полках магазинов в сентябре.

Как изменились потребительские настроения и спрос

Еще в начале 2020 года мировые недели моды (в Нью-Йорке, Лондоне, Милане и Париже) не смогли принять гостей из Китая, а это более тысячи байеров, журналистов, фотографов. Китай является одним из главных потребителей люксовых брендов в мире.

От показов были вынуждены отказаться большинство брендов. Хотя некоторые сделали шоу в формате онлайн или, как это сделал Giorgio Armani, без зрителей, а только с фотографами.

Некоторые бренды перенесли свои шоу на осень без указания даты. Весенние коллекции были представлены только онлайн, и, скорее всего, мы увидим их осенью в магазинах.

Согласно отчету аналитических фирм Altagamma, BCG и Bernstein, в 2020 году рынок люксовых товаров может упасть до $335 млрд, что является минимальным показателем за последние 5 лет.

Таким образом, индустрия недополучит от $30 до $40 млрд. Даже самые успешные компании могут понести убытки в размере до $10,8 млрд.

Что касается масс-маркета, то компания Inditex — владелец брендов Zara, Bershka и Massimo Dutti — собирается закрыть от 1000 до 1200 розничных магазинов по всему миру в ближайшие два года.

Главная причина — желание сфокусироваться на онлайн-продажах. Объем продаж за апрель в онлайн-магазинах вырос на 95%.

Какие стимулы нужны от государства

Первое и самое главное задание — убрать секонд-хенд. С которым, кстати, борется «Укрлегпром» уже 20 лет! Пока в Украину завозят тонны дешевого секонд-хенда, развиваться украинской легкой промышленности очень сложно.

Также приведу пример украинских брендов, которые настолько активно покоряют мир, что на основе их изделий уже создаются подделки.

Это, например, аксессуары Руслана Багинского.

Помню, как он в первый раз принимал участие в Ukrainian Fashion Week. В августе их команде исполнилось 5 лет. Все всемирно известные лидеры мнений в сфере fashion имеют в своем гардеробе кепи и шляпы Руслана.

Vita Kin — создает вышиванки, есть свой шоу-рум в Париже. Изделия, которые являются очень узнаваемыми на рынке.

«Порог входа» в бизнес

Легкая промышленность – это и локальные дизайнеры одежды, обуви, аксессуаров, и ателье, которые могут быть как маленькие, так и большие.

А также цеха по пошиву спецодежды или коллекций одежды на основе давальческих схем. Финансовый «порог входа» зависит от того, какой именно бизнес.

Вот, например, мы открыли предприятие «ТК-Медзахист», в которое инвестировали $500 млн. Это 12 машин, 30 новых рабочих мест, 20-25 тыс. изделий в месяц (комбинезонов и халатов со спаянными швами).

Главная трудность для предпринимателей легкой промышленности — это кадры. Людей просто нет.

Мы готовы обсуждать заработную плату и условия работы. Но людей нет. Мастера на нашу швейную фабрику «ТК-Стиль» ищем 3 года. А нет мастера — нет потока.

Поэтому мы совместно с ТПП Чернигова создали учебное заведение «Школа швейного мастерства», которому в июле исполнился год.

За год у нас было 5 выпусков и 42 выпускницы-швеи с последующим трудоустройством на фабрике. В скором времени начнем обучать конструкторов.

Где брать финансирование. Как в обычных, так и в кризисных условиях финансирование есть. Единственное, что финансирование ориентировано преимущественно на малый и средний бизнес. Найти кадры сложнее, чем финансирование.

Информация о форуме МСП «Перезагрузка 2020» и о том, как стать его участником, доступна по ссылке.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора