Неделя началась с негатива. Американский фондовый индекс S&P 500 подешевел на 6% на фоне резкого увеличения числа зараженных коронавирусом за пределами Китая — в Италии, Иране, Южной Корее и т. д.
Южнокорейские заводы являются одними из основных производителей комплектующих, которые используются на предприятиях по всему миру, а значит любые перебои в работе из-за возможного карантина могут привести к закрытию производственных линий в других странах.
Нехватка комплектующих становится все более явной и распространяется дальше на запад. В Fiat Chrysler Automobiles заявили о возможном закрытии завода в Сербии, если поставки из Китая не будут возобновлены в ближайшие недели.
Американские компании ежегодно приобретают почти на $12 млрд запчастей, так что в ближайшее время проблемы могут начаться и у других представителей «большой тройки» — GM и Ford.
На момент написания материала часть китайских заводов на юге страны возобновила работу. Но большая часть предприятий в центральной части и в непосредственной близости от провинции Хубэй все еще закрыты.
Ситуация в Китае продолжает негативно сказываться на стоимости сырьевых активов, главным образом нефти, которая только за прошедшую неделю подешевела на 10%. Китайские НПЗ, являющиеся самыми крупными покупателями нефти в мире, снизили переработку в феврале до 10 млн баррелей в сутки, что на 25% меньше, чем в начале прошлого года.
Спад активности послужил причиной для закрытия кредитных линий для нескольких частных НПЗ со стороны международных банков из-за возросшего риска дефолтов в отрасли.
В данный момент сложности в работе возникли у нефтеперерабатывающих компаний, которые приобретают порядка 7 млн баррелей в месяц или 240 тысяч баррелей в сутки. Однако если низкий спрос на топливо сохранится, то финансовые проблемы могут возникнуть и у других независимых игроков.
Пользу приносит и неформальная договоренность президента с нефтяными компаниями.
Украинские автолюбители выигрывают от сложившейся ситуации: средняя стоимость бензина А-95 по стране снизилась почти на 3% с начала года благодаря падению рыночных цен. Вероятнее всего, данная тенденция продолжится в среднесрочной перспективе, так как восстановление нефтяного рынка ожидается не ранее конца второго квартала.
Кроме того, пользу приносит и неформальная договоренность президента с нефтяными компаниями, которые согласились поддерживать цены на низком уровне в обмен на усиленную борьбу с теневыми заводами и АЗС. Данные меры позволили нивелировать негативный эффект от падения курса гривны, который с начала недели снизился почти на 1% – до 24,60 за доллар.
Дело в том, что распространение коронавируса привело к существенному снижению аппетита к риску и мотивировало инвесторов увеличить долю безопасных активов в своем портфеле, таких как золото и американские трежерис.
Читайте также: Коронавирус, нефть и идея Дубилета: обзор мировых экономических новостей
Высокий спрос на ОВГЗ со стороны нерезидентов в прошлом обеспечивал поддержку гривне, но с начала года ситуация изменилась. Иностранцы потеряли интерес к бумагам — последние три аукциона Минфина оказались провальными.
Вероятно, регулятор несколько перестарался в своем стремлении упростить кредитование.
На текущей неделе ведомство и вовсе смогло привлечь всего лишь 1,6 млрд грн вместо запланированных 4 млрд грн. Последнее время НБУ активно снижал учетную ставку, которая к текущему моменту сократилась до 11%.
Складывается ощущение, что регулятор несколько перестарался в своем стремлении упростить кредитование: текущая ставка кажется инвесторам слишком низкой платой за владение достаточно рискованным активом. В таких условиях курс имеет все шансы снизиться до отметки 24,80 за доллар.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора