Камеры автофиксации на дорогах. В чем их проблема и можно ли избежать штрафов

Член Ассоциации юристов Украины, старший юрист MORIS GROUP

1 июня заработали камеры автоматической фиксации скорости. Зачем их ввели и к чему готовиться?


Система фиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в автоматическом режиме – идея далеко не новая.

Почти 10 лет назад она уже была введена. Но, учитывая ее несовершенство и фактическое несоответствие положениям Конституции Украины, она так полноценно и не заработала. Сейчас государство пытается ввести ее повторно.

Цель, с которой вводится эта система, является благородной – уменьшение смертности на дорогах страны. Действительно, значительное количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе, с фатальными последствиями, каждого года грустно поражает. И, к сожалению, на наших граждан, как показывает практика, действует только система наказаний.

Правоохранители могут привлечь к ответственности человека, который конкретного правонарушения не совершал.

Сама система фиксации работает достаточно просто – камера фиксирует нарушения правил дорожного движения (пока что это только превышение скорости) и направляет данные в Центр обработки данных Национальной полиции.

Там система автоматически распознает номерные знаки автомобиля, формирует протокол и отправляет на проверку и подпись сотруднику полиции.

После этого данные отправляются для печати на полиграфкомбинат «Украина», а в дальнейшем напечатана постановление направляется по месту регистрации собственника транспортного средства (в случае с автомобилями на иностранных номерах – лица, которым авто ввезено на территорию Украины).

В случае несвоевременной оплаты штрафа – сумма его удваивается, а для принудительного взыскания может быть привлечен государственный исполнитель.

Не могу не отметить, что авторы новых нормативно-правовых актов в этой сфере подготовились значительно лучше, чем разработчики в 2010 году. Регулирование стало более четким, авторы постарались учесть огрехи предшественников.

В то же время, несмотря на благородную цель и исправления многочисленных ошибок предшественников, авторы действующей процедуры регулирования все же не учли основного недостатка, из-за которого и свернулся процесс в 2010 году.

Проблема заключается в том, что, согласно Конституции Украины (которая является наивысшим законом и другие нормативно-правовые акты должны ей соответствовать), определяется, что юридическая ответственность лица имеет индивидуальный характер.

Проще говоря – лицо не может быть привлечено к ответственности за правонарушение, которого оно не совершало.

На это обратил внимание в свое время и Конституционный суд Украины, в конце 2010 года отменяя соответствующие нормы Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Тогда суд указал, что положения статей Кодекса определяют систему процессуальных механизмов, которые в совокупности с конституционными нормами делают невозможным привлечение к административной ответственности лица, которое не совершало правонарушения.

Очевидно, что за рулем транспортного средства на сегодня правомерно может находиться не только его собственник или лицо, которому собственник доверил управление официально, но и любое другое лицо при наличии у него удостоверения водителя и свидетельства о регистрации транспортного средства.

Таким образом, выписывая постановление на владельца, правоохранители могут привлечь к ответственности человека, который конкретного правонарушения не совершал, а следовательно, такое привлечение будет незаконным.

В конце концов водитель может просто намеренно испачкать номер или иным образом сделать его нечитаемым, хотя за это также предусмотрена административная ответственность.

Также не исключаю, что механизм привлечения к ответственности в таком режиме, как и в далеком 2010 году, будет обжалован в Конституционном суде.

Выходом из ситуации может стать внесение изменений в Конституцию Украины, или идентификация нарушителя по его лицу, как это работает в других странах (например, в США).

Тем не менее, ожидается, что введение этой системы в сочетании с принципом «отвечай, а потом обжалуй» действительно даст возможность в определенной степени снизить аварийность на наших дорогах.

Не исключаю, что механизм привлечения к ответственности будет обжалован в Конституционном суде.

В то же время не исключено, что в системе (как и в любой другой) будут случаться и ошибки. Поэтому советовал бы водителям завести Электронный кабинет водителя и контролировать информацию в нем.

Также стоит проверять с определенной периодичностью почту по месту регистрации (ведь не все живут там, где зарегистрированы) с целью своевременного обжалования (если есть желание и основания) постановления в суде.

А самый главный совет – быть сознательными и соблюдать правила дорожного движения. Ведь этим вы обезопасите себя, пассажиров авто и других участников дорожного движения.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора