Facebook Pixel

Как создать востребованный бизнес-центр: топ-5 факторов

Назар Бенч
Владелец ИСК «Феникс Групп»

Продуманный бизнес-центр обеспечивает комфортность пребывания в здании и создает лучшие условия для компаний.

В недавнем исследовании консалтинговой компании Knight Frank отмечается, что в ближайшие три года 47% арендаторов будут нацелены на повышение качества помещений, которые они занимают. Это связано с постоянным развитием новых технологий, повышающих уровень жизни, а также реальностью пост-COVID-19.

На какие составляющие бизнес-центра арендаторы обращают внимание сегодня и что определяет целесообразность проекта на рынке?

Бизнес-инфраструктура часто становится ключевым фактором для арендатора при выборе помещения.

Решение о размещении той или иной опции внутри бизнес-центра решается с учетом исходных данных и анализа каждого отдельного объекта. Девелопер соотносит внутреннее наполнение с месторасположением и классом офисного здания. Также принимается во внимание наличие развитой общественной и транспортной инфраструктуры поблизости.

Есть базовые параметры, определенные в классификации деловой недвижимости. Например, для столичных бизнес-центров «А» класса обязательно наличие кафе или столовой для сотрудников. Вместе с тем проекты этой категории дополняют самыми разными удобствами, отвечающими ценовой политике и запросам клиентов. Так, в Киеве на территории БЦ чаще всего свои услуги предоставляют рестораны, банки, туристические агентства, тренажерные залы, салоны красоты. На зарубежных рынках, к примеру, встречаются проекты с душевыми, теннисными кортами и другими опциями.

В дальнейшем на практике проводят опросы среди арендаторов бизнес-центра, исследуя их запросы и предпочтения. Исходя из полученной информации расширяют или дополняют объект новыми сервисами.

Экологические материалы. В Европе постепенно отходят от преимущественно неэкологической строительной продукции. Это обусловлено высоким показателем выбросов парниковых газов в отрасли.

На рынке периодически представляют строительные материалы с улучшенными эксплуатационными характеристиками, а также новые экологические наработки (окна из прозрачной древесины, кирпичи, фильтрующие воздух, бетон, устойчивый к трещинам).

Сегодня большей проблемой является применение таких материалов. В Европе внедрять новейшие наработки, начиная с этапа проектирования, девелоперские компании стимулирует политика, направленная на устойчивое развитие, а также желание выделиться экопроектами на фоне конкурентов.

В Украине отмечается умеренный интерес к экоматериалам. Высокая стоимость, отсутствие положений относительно их использования в строительных нормах и других нормативных актах существенно замедляют инновации. Некоторые материалы девелоперы интегрируют в свои проекты, однако пока использование такой продукции не закрепится на уровне нормативной документации, строительство преимущественно будет реализоваться традиционными способами.

Энергоэффективные технологии лежат в основе «зеленого» строительства. Такие решения позволяют не только сберечь энергоресурсы, но и являются экономически выгодными в перспективе.

Сохранять и рационально потреблять ресурсы помогают как сама конструкция здания, так и элементы внутри — по типу smart-освещения с датчиками движения. К примеру, только наличие технологий для сбора и повторного использования дождевой воды уменьшает затраты на воду в среднем на 20%. Такой комплекс решений в целом позитивно отображается на эксплуатационных платежах.

В мире ориентируются на развитие «зеленых» проектов, которые создают комфортные условия для работы и минимизируют негативное влияние на окружающую среду.

В Украине высокий процент устаревших зданий, в том числе и коммерческих. Ввиду дефицита новых качественных объектов сохраняется повышенный спрос на офисы и в период пандемии COVID-19. Украине только предстоит наращивать объем «зеленых» площадей, постепенно меняя политику и строительные нормы.

Интеграция smart-решений в проект. Сегодняшние технологии помогают эффективно управлять системами жизнеобеспечения бизнес-центра.

С COVID-19 сформировалось понимание того, как окружающее рабочее пространство влияет на здоровье и продуктивность (концепция healthy-building). Инновационные системы в бизнес-центрах дают возможность в режиме реального времени отслеживать и оптимизировать показатели микроклимата (включая отопление, вентиляцию, кондиционирование) во внутренних пространствах.

Кроме того, сегодня в офисных проектах реализуют приложения, с помощью которых можно автоматизировать самые разные функции, начиная от бронирования помещений до каршеринга.

Со временем в Украине могут распространиться существующие сегодня тренды на очистку воздуха ультрафиолетом или бесконтактные технологии с использованием голосовых команд (которые минимизируют контакт с физическими поверхностями).

В целом smart-решения выбирают для того, чтобы снизить общее потребление электроэнергии и оптимизировать расходы на эксплуатацию в долгосрочной перспективе.

Гибкие решения. Пандемия повлияла на многие сферы, в том числе и на недвижимость. Хотя устоявшиеся форматы сегодня меняются, за офисом остается функция командного взаимодействия и коммуникации.

На многих рынках отмечается запрос на краткосрочную аренду, оптимизацию ресурсов и возможность работать в выбранном community.

Концепции адаптивных пространств в рамках офисных проектов девелоперы разрабатывают самостоятельно или в партнерстве с операторами коворкингов. Так, в ряде стран сегодня отмечается активный спрос на площади в бизнес-центрах со стороны последних.

Практика работы гибких рабочих зон на территории бизнес-центров, постепенно развивающаяся на украинском рынке, дает арендатору возможность выбирать более подходящий для него формат.

Сегодняшняя возможность совмещать работу из самых разных точек привела к тому, что резидентами адаптивных пространств наряду со стартап-компаниями становятся сотрудники большого бизнеса.

Развитие технологий повышает и создает новые требования арендаторов к деловым объектам. При разработке проекта бизнес-центра девелопер анализирует конкурентов, целесообразность концепции, учитывает возможность обеспечить актуальные запросы рынка.

Сегодня условно можно выделить несколько составляющих, которые определяют востребованность объекта. Они не есть чем-то новым, но с каждым годом растут и улучшаются. Среди таких компонентов — наличие грамотно спланированной бизнес-инфраструктуры, минимизация негативного влияния на окружающий мир (благодаря применению экологических строительных материалов и энергоэффективных технологий), автоматизация систем и процессов функционирования БЦ, а также адаптивность пространств и гибкость условий для арендаторов.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора