Facebook Pixel

Как рынок газа прошел первый отопительный сезон

Константин Башкаленко
CEO онлайн-сервиса покупки газа и электричества Megawatt.com.ua

Государственное регулирование цен — будь то регулирование стоимости газа, электричества, топлива или продуктов питания — загоняет продавцов в жесткие рамки и не дает возможности развиваться рынку. Так произошло и с рынком газа. Увы, но это факт, который можно констатировать по итогам отопительного сезона.

Рынок газа пробыл свободным всего 6 месяцев — с августа 2020 года, когда каждый продавец газа определял цену на свой товар самостоятельно. Не успев развиться, он попал в тиски регуляции. Сначала это было требование Кабмина — продавать газ по установленной правительством цене прямо в середине отопительного сезона. Потом — требование ко всем поставщикам газа определить свой годовой тариф и зафиксировать цену для конечного потребителя на год уже в мае без возможности ее изменить. Для многих поставщиков газа такие требования превратились или имеют большой шанс превратиться в ситуацию «за что купил, за то и продал».

Государство переложило на плечи поставщиков газа функцию субсидирования населения. В начале зимы вместо того, чтобы субсидировать ту часть населения, которая не может оплачивать газ самостоятельно, государство принудило бизнес продавать газ по стоимости, не выше установленной. На тот момент цена на европейских биржах не позволяла формировать настолько низкую цену в Украине, как того требовало правительство. Как следствие — многие поставщики газа понесли убытки.

Примерно такой же эффект возымеет годовой тариф, который по указанию Кабмина нужно было обнародовать уже в мае. На данный момент все украинские поставщики газа получили бонус от государства — возможность покупать газ на год в «Нафтогазе» по фиксированной цене. Этот подход можно назвать «стабильная цена закупки — стабильная цена годового тарифа».

Однако большинство поставщиков, чтобы удержать своих клиентов, определили такую стоимость годового тарифа, что не смогут выйти в прибыль — конечная цена практически равняется закупочной. Их стратегия рассчитана на возможность в середине сезона найти на европейских хабах газ дешевле, чем украинский.

Но мировые тренды говорят об обратном — газ будет только дорожать (за последние полгода газ вырос в закупочной цене на 30 — 40%, и нет предпосылок, что ситуация изменится). То есть такие компании уйдут в минус, не имея возможности увеличить цену в рамках годового тарифа, чтобы не понести значительные убытки.

Вывод — большинство продавцов газа в рамках годового тарифа продолжат субсидирование населения, а продавцы газа, которые поставили стоимость продажи выше закупочной, не получат новых клиентов.

Также следует отметить, что существенное снижение цены в годовом тарифе смогли позволить себе только крупные игроки, имеющие прочный финансовый ресурс, но не молодые компании, которые только начали работу на рынке и не имеют возможности поставить цену, которая равна закупочной.

По законам рынка продавец должен сам определять, какие продукты ему предлагать потребителю и когда: будет ли это ежемесячный, квартальный или годовой тариф, установлен он в начале года или отопительного сезона — эти решения должны оставаться за продавцом, а не диктоваться свыше. Таким образом продавец имеет возможность подстраиваться под рынок и формировать свою цену и те условия для покупателя, которые помогут его удержать и привлечь новых клиентов. На данный момент продавцы газа лишены такой возможности, хотя у них и появились преференции покупать газ в Украине по стабильной цене, что является очевидным плюсом. Но, дав возможность в одном, нас лишили возможностей в другом.

После регулирования рынка прирост новых клиентов упал в 10 раз. Шесть месяцев открытого рынка газа дали фору новым молодым поставщикам, которые стали продавать газ населению впервые. Упрощенная система смены поставщика, свободная рыночная цена — все это привело к стремительному росту клиентских баз у новых поставщиков. Клиенты, которые были недовольны услугами и ценами своих текущих поставщиков, смогли с легкостью перейти на обслуживание в другую компанию.

Молодые продавцы газа, одним из которых является и MegaWatt, в тот период выросли по клиентской базе в тысячи раз, начав с нуля. Но этот рост резко прекратился, как только государство установило фиксированную цену на газ и у всех появился один ценник. У клиента пропала мотивация переходить к другому поставщику, ведь цена везде одинаковая, а тратить свое время на смену поставщика ради лучшего обслуживания готовы не все.

К сожалению, у украинского потребителя газа еще нет понимания, что значит лучший сервис, и при смене поставщика он ориентируется только на цену. Годовые тарифы также «привязывают» клиентов к своим поставщикам как минимум на год, а это значит, что прирост новых клиентов у молодых компаний-продавцов в ближайшие 12 месяцев практически будет равняться нулю.

Рынку газа для его развития нужна свобода. У каждого продавца должна быть возможность устанавливать свою цену на газ, предлагать свои продукты, которые помогут ему конкурировать, в тот период времени, который ему удобен.

Такие условия будут способствовать развитию молодых и появлению новых игроков, без которых свободный рынок невозможен. Сейчас имеем ситуацию, когда закупочная цена одинакова у всех, одинакова или практически одинакова продажная цена — такую деятельность сложно назвать полноценным бизнесом. Если так будет продолжаться, рынок не сможет правильно развиваться, потому что на таком рынке здоровая конкуренция невозможна.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора