Facebook Pixel

Как изменился портрет покупателя жилья за период карантина

Андрей Рыжиков
СEO и управляющий партнер девелоперской компании DC Evolution

Пандемия коронавируса изменила практически все, и портрет покупателя жилой недвижимости не исключение. Во время карантина покупатели поняли, что проблемными могут стать не только строительства, у которых есть нюансы с документами, но и те, которые зависят от финансирования покупателей.


Остановка потока денег элементарно замораживает процесс строительства, даже если у застройщика изначально не было намерения нарушать свои обязательства.

Рисковость выросла, и покупатели стали более требовательно относиться к выбору объектов.

Если раньше можно было надеяться на авось (как-то достроят, как-то получат документы), то сейчас появилось понимание того, что положительный результат не так уж и возможен.

Хотя бы в силу того, что на фоне карантина чиновники стали еще более жесткими и не идут на какие-то послабления, поскольку боятся, что их обвинят в пособничестве застройщикам.

Изменился и период принятия решения о покупке квартиры – он вырос до полугода. Люди боятся, что строительство будет заморожено, а дом так и не достроят. Наиболее ходовыми стали проекты на финишной стадии реализации (70-80% готовности) – это как раз тот оптимум, на который чаще всего сейчас обращают внимание.

Соответственно покупатели стали ждать, чтобы приобрести недвижимость. Или же обращать внимание на предложения от супернадежных застройщиков. И хотя в Киеве таких можно пересчитать по пальцам одной руки, к ним в карантин несли деньги даже на ранней стадии строительства.

Если раньше квартиры с готовым ремонтом были нишевой опцией, присущей преимущественно недорогому сегменту жилья, то сейчас все чаще и застройщики, и покупатели смотрят в сторону готовых квартир – от наличия отделки до меблировки.

Эта европейская практика очень импонирует украинцам. Во-первых, это позволяет сэкономить на ремонте, так как системный ремонт точно дешевле, чем самостоятельный.

Во-вторых, на карантине делать ремонт не так просто. А тут заплатил деньги, подождал несколько месяцев, купил мебель, въехал — и живи.

Кроме того, покупатели стали более экономными в плане предстоящих расходов. Они сразу интересуются, сколько будут стоить коммунальные и эксплуатационные платежи.

В силу этого апартаменты стали менее востребованными – мало того, что это не жилье в юридическом смысле, чаще всего они дороже в обслуживании.

Рынок жилой недвижимости лучше других адаптировался к карантину.

Если не учитывать логистическую недвижимость, которая выросла в силу активизации интернет-торговли, фактически всю коммерческую недвижимость отправили в локдаун.

Торговлю и гостиницы просто закрыли, офисы вроде как работали, но транспорт не ходил. То есть добраться до них было проблематично, поэтому большинство «воротничков» работали из дома.

А вот жилой недвижимости карантин коснулся в меньшей степени – отделы продаж выводили по одному человеку или работали онлайн, а строительства не прекращали свою работу – просто всех обеспечили средствами защиты, провели инструктаж и организовали подвоз.

Покупатели же в период карантина могли договориться о дополнительных скидках.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора