Facebook Pixel

Идет ли Украина в ногу с мировыми вызовами в энергетике

Марта Галабала
старший юрист юридической фирмы «Астерс»
Фото: Free-Photos / Pixabay

Фото: Free-Photos / Pixabay

Страны ЕС уже утвердили планы по декарбонизации своих экономик для борьбы с глобальным потеплением. Какие шаги должна сделать Украина, чтобы синхронизироваться с Европой?

После принятия Европейского зеленого соглашения и последующего утверждения мощнейшими мировыми экономиками обновленных стратегий и планов декарбонизации интересно услышать ответ на вопрос: на каком этапе пути сейчас Украина?

В 2017 году Кабинет министров принял Энергетическую стратегию Украины на период до 2035 года «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность». Стратегия 2017 года была критически важной для определения направления движения Украины, а также энергетических целей и приоритетов. Энергетическая отрасль десятилетиями нуждалась в интенсивном реформировании. И если сравнивать этот документ с предыдущими энергетическими стратегиями Украины, то Стратегия 2017 года была довольно прогрессивной.

Telegram Logo

Для первого этапа реализации энергетической стратегии (2017 — 2020 годы) был подготовлен план мероприятий до 2020 года, который определял конкретный перечень ожидаемых результатов. Вместе с тем многие из запланированных мероприятий или вообще не выполнены, или выполнены не в установленные сроки.

После принятия Европейского зеленого соглашения в конце 2019 года и после публикаций ученых, в частности Межправительственной группы экспертов по изменению климата ООН, о том, насколько наша планета близка к необратимому глобальному потеплению, остро встал вопрос пересмотра Энергетической стратегии Украины и постановки более амбициозных целей.

Кроме того, по истечении четырех лет с момента принятия Энергетической стратегии Украины возникла необходимость в ее корректировке из-за значительного развития технологий. Отметим, что Энергетическая стратегия Украины разработана для ее имплементации до 2035 года. Однако с принятием Европейского зеленого соглашения, которое ставит цели до 2050 года, стратегия должна быть пересмотрена в соответствии с новыми климатическими требованиями.

Что нужно изменить

Как известно, Министерство энергетики Украины разрабатывает интегрированный план по борьбе с изменением климата и развитию энергетики до 2030 года и пересматривает Энергетическую стратегию Украины с учетом вызовов, которые ставит перед нами Европейское зеленое соглашение. Что, по нашему мнению, нужно изменить в действующей Энергетической стратегии?

Водородные возможности для Украины. Сегодня водород определен как один из элементов превращения Европы в климатически нейтральный континент до 2050 года. Кроме этого, ЕС определил Украину приоритетным партнером в области сотрудничества в производстве и использовании водорода. Поэтому включение этих вопросов в обновленную Энергетическую стратегию Украины откроет нам возможности стать полноценным энергетическим партнером ЕС, а также обеспечить использование водорода внутри страны. Собственно, Украине следует сосредоточиться на наиболее углеродно-нейтральном виде водорода — «зеленом». Этот водород производится с использованием электроэнергии, произведенной из возобновляемых источников энергии. «Зеленый» водород также необходим для дальнейшего устойчивого развития возобновляемой энергетики.

Сейчас идет работа над разработкой Стратегии развития водородной энергетики до 2030 года, и за это отвечает Государственное агентство по энергоэффективности и энергосбережению.

Сегодня производство и транспортировка «зеленого» водорода дорогостоящие и требуют значительных вложений в модернизацию инфраструктуры и оборудования. Однако это не отрицает того факта, что в перспективе стоимость производства и использования водорода снизится. А это позволит использовать его как полноценный энергетический ресурс.

Биометан. Украина имеет большой потенциал для производства и использования биометана, поэтому рекомендуется включить развитие сектора производства, распределения и передачи возобновляемых газов, среди которых и биометан, в обновленную Энергетическую стратегию. Собственно, путь к декарбонизации лежит через замещение ископаемого топлива возобновляемой электроэнергией и возобновляемыми газами (биометаном и синтетическим метаном).

Чтобы начать производство биометана, прежде всего нужно включить использование биогазов в обновленную Энергетическую стратегию, а дальше — внести в Закон «Об альтернативных видах топлива» изменения относительно развития производства биометана, после чего принять закон о развитии отрасли биометана.

В будущем биометан может широко использоваться как возобновляемый газ и топливо в транспорте и других сферах экономики. Производство биометана соответствует идее циркулярной экономики, поскольку этот газ образован в процессе метанового брожения биомассы или биоотходов, твердых и жидких органических отходов: на свалках, болотах, в канализации, выгребных ямах и т.п., а не добывается из газовых месторождений, как природный газ.

Накопители энергии. Создание эффективного инструмента для сбалансирования спроса и предложения на рынке электроэнергии и обеспечения стабильности его работы является крайне важным. Поэтому нужно обеспечить резервные и маневренные мощности системами аккумулирования энергии (energy storage) для сбалансирования энергосистемы.

В Украине не созданы ни стратегия, ни эффективный механизм внедрения использования накопителей энергии. Нет соответствующего законодательного регулирования. Поэтому, бесспорно, стратегия использования таких накопителей должна быть включена в обновленную Энергетическую стратегию Украины.

В парламент внесены несколько проектов закона, которыми предлагают урегулировать вопрос накопителей. Однако ни один из них уже длительное время не рассматривается Верховной Радой по существу.

ВИЭ и офшорные ветровые электростанции. Энергетическая стратегия Украины сейчас включает вопросы установления минимальной доли электроэнергии, производимой ВИЭ для конечного потребления, а также основные мероприятия по реализации стратегических целей в секторе ВИЭ. Однако, как видим сейчас, участникам рынка ВИЭ нужно актуализировать видение развития этого сектора.

Мы предлагаем обновить возможности развития и поддержки ВИЭ и включить стратегию содействия развитию офшорной ветроэнергетики в обновленную Энергетическую стратегию Украины как такую, которая имеет колоссальный потенциал создания чистого энергетического будущего государства. Эксперты приводят данные о 251 ГВт технического потенциала офшорной ветроэнергетики Украины, поэтому это направление следует выделить в качестве приоритетного.

Выводы

Декарбонизация должна стать основной целью в обновленной Энергетической стратегии Украины. Однако мы понимаем, что стратегия должна быть адекватно амбициозной и подготовленной с учетом реалий украинской экономики. Поэтому, к примеру, постепенный и полный отказ от угля возможен только при определенных условиях, которые, среди прочего, должны включать его замену на природный газ. Украина может установить дату полного отказа от угля до 2030 года. И именно использование природного газа сможет сыграть ключевую роль для быстрого и наименее затратного способа уменьшения загрязнения атмосферного воздуха.

Следующим этапом после такого перехода можно рассматривать замену природного газа возобновляемыми и низкоуглеродистыми газами до 2050-го. Поэтому мы рекомендуем не ограничиваться сроком действия новой стратегии до 2035 года, а разработать видение нашего энергетического развития до 2050 года — для синхронизации усилий со странами Европейского союза.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости