ЕС представил план создания специальной инфраструктуры по транспортировке водорода «European Hydrogen Backbone». Их исследование показывает, что существующая газовая инфраструктура может быть модифицирована для транспортировки водорода с разумными затратами.
К 2030 году Европе потребуется 40 ГВт электролизеров на территории союза, которые будут производить до 10 млн тонн водорода. Еще 40 ГВт предлагается разместить в соседних странах для экспорта водорода в Евросоюз. Еврокомиссия будет поддерживать установку 40 ГВт электролизеров к 2030 году, причем 10 ГВт предлагается реализовать Украине. Об этом сообщил глава «Оператора газотранспортной системы Украины» Сергей Макогон.
«Это уникальный шанс, который мы не можем упустить. Это миллиарды евро инвестиций ЕС в экономику Украины», – считает Макогон.
По его словам, «Оператор ГТС Украины» уже проводит анализ возможностей использования украинской ГТС для транспортировки водорода в ЕС.
Хотя потребление природного газа вряд ли сколько-нибудь серьезно сократится в ЕС в течение ближайших 15–20 лет, участники рынка уже сегодня прорабатывают варианты оптимального использования имеющейся газовой инфраструктуры в низкоуглеродной экономике.
Суть проекта
Группа, в которую входят 11 европейских газовых инфраструктурных компаний из девяти стран, представила план «European Hydrogen Backbone». Компании предполагают, что с середины 2020-х постепенно будет формироваться сеть водородных трубопроводов, соединяющих «водородные долины», центры производства и потребления водорода. Сеть к 2030 году достигнет протяженности 6800 км.
К 2040 году протяженность водородной сети может вырасти до 23000 км. На 75% она будет состоять из переоборудованных нынешних газопроводов, соединенных новыми участками (25%).
В конечном итоге появятся две параллельные газотранспортные сети: водородная и (био)метановая.
Водородная сеть будет использоваться для транспортировки водорода, произведенного с помощью ветряных и солнечных систем в Европе. Она также позволит импортировать водород из-за пределов Европы.
Создание водородной сети оценивается в 27–64 млрд евро, что считается относительно умеренной суммой в общем контексте европейского энергетического перехода.
Авторы отмечают, что операционные расходы также будут невелики: количество потребляемой электроэнергии составит 2% от энергетического содержания транспортируемого водорода на расстояние 1000 км.
Стоимость транспортировки составит 0,09–0,17 евро за 1 кг водорода на 1000 км, что позволит экономично транспортировать водород на большие расстояния по всей Европе.
Относительно широкий диапазон оценок в основном связан с неопределенностью затрат на компрессоры.
Контекст. Европейский союз опубликовал окончательную версию своей водородной стратегии, согласно которой до 2024 года будет установлено как минимум 6 ГВт электролизеров для производства до одного миллиона тонн водорода. ЕС хочет активнее развивать сотрудничество в области возобновляемой электроэнергии и водорода с партнерами по Южному и Восточному соседству и странами Энергетического сообщества — особенно с Украиной и Африканским союзом.