К подписи «Где дорога?«, размещенной в соцсетях послом Канады Романом Ващуком после посещения Черкасской области, стоило бы добавить новую — от Turkish Airlines — с вопросом «Где полоса?»
Поломки Gulfstream G150 и Boeing 737 на взлетно-посадочной полосе в Международном аэропорту «Одесса» в течение одного дня 21 ноября напоминают анекдот про два шарика, один из которых поломали, второй — потеряли.
Теоретически, в аэропорту есть две полосы. Старую, используемую сейчас, толком не ремонтировали годами. Именно из-за ее состояния из Одессы еще в 2008 году ушел Wizz Air. Компания возобновила рейсы только в ноябре этого года, хотя ранее заверяла, что вернется только с запуском новой полосы. Последняя пока не готова.
«По предварительным выводам специалистов, причиной инцидента стал сильный боковой ветер (до 17 м/с)», — говорится в официальном заявлении аэропорта.
Полоса — в исправном состоянии, заверяют там. Таким образом, работа аэропорта будет остановлена только до того времени, пока турецкие инженеры не оттащат с нее поврежденный боинг.
На самом деле взлетно-посадочная полоса в аэропорту «Одесса» — действительно в плохом состоянии, причем об этом известно уже 10 лет, говорит источник , близкий к руководству аэропорта. За это время ее периодически латали, но это — мизер на фоне ее реального износа. Новую полосу начали строить в конце ноября 2017 года, но по сей день не завершили.
Финансирование строительства новой полосы заложено в бюджет, и оборудование уже заказано, но так как оно едет до 10 месяцев, процесс затянется минимум до мая следующего года, неофициально признают в аэропорту.
Несмотря на то, что в четверг 21 ноября действительно были сложные метеорологические условия — сильный боковой ветер с возможным обледенением (точные причины должны установить специалисты), две аварии за один день свидетельствуют, что дело не только в плохой погоде.
В такой ситуации аэропорт сразу после эвакуации самолета нельзя открывать, подчеркивает эксперт. Госавиаслужба должна была бы приостановить все перелеты, создать комиссию по расследованию инцидентов и установить пригодность полосы к эксплуатации. Также не помешает выяснить, есть ли возможность в экстренном режиме запустить новую полосу.
«У нас все иначе — утром занесут денег кому надо, и начнут сразу после обеда летать», — считает источник.
Сегодня в Херсоне растаможили турецкое оборудование, которое позволит в Одессе оттащить в сторону Boeing 737 и начать его ремонтировать. После чего перелеты обещают возобновить.
Деньги и риски остановки перелетов
Тут важно понимать, что мы попадаем не только на очередной удар по репутации.
«Турецкая страховая компания выставит аэропорту «Одесса» такой счет, что мало не покажется. Это так же, как если бы вы залили соседей — вам надо сразу к ним бежать и решать на месте. Страховая вздует аэропорт по полной. Остается радоваться, что обошлось без пострадавших, техника — бог с ним», — говорит источник
.
При этом, если сама Госавиаслужба не ограничит работу аэропорта, турецкое агентство гражданской авиации может отменить свои рейсы, пока не убедится, что взлеты и посадки безопасны. А их перелеты составляют не меньше 40% авиапотока по Одессе. Также неизвестно, как на инциденты отреагирует тот же Wizz Air и другие авиаперевозчики.
Даже если перелеты не приостановят, инцидент может оказаться не последним. А последствия — не обязательно ограничатся поломкой передней стойки шасси.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора