Facebook Pixel

«Электронная акцизная марка»: как ритейлеру использовать новые возможности в полной мере

Роман Кобец
Адвокат INPRAXI LAW

12 февраля 2020 года правительство утвердило новую форму акцизной марки, которая более известна как «Электронная акцизная марка». Запуск новой акцизной марки стартует 1 мая 2020 года.

Это означает, что производители и импортеры акцизной продукции смогут подавать заявки на получение марок через Электронный кабинет плательщиков налогов, а сама акцизная марка будет видоизменена путем добавления 2 элементов: штрих-кода и QR-кода.


Отныне легальность новой акцизной марки можно будет проверить путем сканирования QR-кода. Сейчас механизмы и соответствующая законодательная база разрабатываются.

Как пояснило правительство, введенные изменения направлены на борьбу с контрафактной продукцией и наполнение государственного бюджета за счет дополнительных поступлений. Однако для рынка ритейла «Электронная акцизная марка» имеет дополнительные преимущества.

Case study

Представьте, что вы достаточно крупный ритейлер на рынке Украины. Разумеется, одним из направлений вашей деятельности является реализация алкоголя и табака. Однажды поставщик поставляет вам партию бренди условной стоимостью 200 тыс. грн. На первый взгляд, и даже на второй или третий, поставленная партия алкоголя не вызывает у вас никаких сомнений, ведь каждая бутылка имеет акцизную марку соответствующего цвета, размера, нумерации и прочее.

На следующий день в ваш супермаркет наведывается налоговая с проверкой. Ситуация для супермаркета абсолютно типичная. И почему-то именно в этот день проверяющих заинтересовала именно партия бренди, точнее, акцизные марки на бутылках.

QuoteВозмещать такие убытки за счет недобросовестного поставщика придется уже в судебном порядке.

Проверка акцизных марок для налоговой, в отличие от ритейлера, является достаточно простой процедурой, поскольку они же эти марки и выдают. После проверки оказывается, что акцизные марки не выдавались. То есть у вас в магазине хранится алкоголь с поддельными акцизными марками.

Сейчас законодательство устанавливает ответственность предприятия за сам факт хранения алкогольной продукции с акцизными марками неустановленного образца. Штраф за упомянутое правонарушение составляет 200% стоимости такого товара. Таким образом, вместо прибыли от продажи партии бренде мы получаем штраф в размере 400 тыс. грн и изъятие злосчастного напитка.

Если вы подумали, что можно с легкостью оспорить штраф в судебном порядке, поскольку алкоголь с поддельными акцизами вы получили по договору поставки, должен вас разочаровать. Есть большое количество примеров из судебной практики, которое свидетельствует о том, что при наличии лишь факта хранения алкоголя с поддельными акцизными марками предприятие должно уплатить штрафные санкции, начисленные налоговым органом.

Следовательно, в простой ситуации вместо прибыли можно получить убыток в двойном размере.

Возмещать такие убытки за счет недобросовестного поставщика придется уже в судебном порядке. Перспективы этого процесса зависят от многих факторов, в частности, положений договора, наличия достаточной доказательной базы и т.п.

Однако это опять сводится к затратам на услуги адвокатов, собственных нервов и потраченного времени. Но могу заверить, что надежный правовой советник как на этапе разработки договоров, так и на этапе судебного сопровождения поможет вам минимизировать риски и получить реальное возмещение.

С надеждой на светлое будущее

Однозначно можно сказать, что внедрение «Электронной акцизной марки» может минимизировать упомянутые риски. Указанные законодательные изменения позволят ритейлерам проверять легальность акцизных марок путем сканирования QR-кодов с помощью телефонов на стадии принятия товара. Конечно, это довольно кропотливая работа, которая может занять не один час.

Однако надо понимать, что два-три часа могут сэкономить кругленькую сумму. Важно помнить, что договор поставки должен в обязательном порядке содержать ответственность поставщика за легальность акцизных марок, а также обязательства поставщика возместить убытки в случае выявления контролирующими органами недостатков акцизных марок.

Глобально диджитализация акцизной марки, воможно, и не справится со всей контрафактной продукцией, однако она сможет обеспечить дополнительные инструменты для минимизации рисков получения ритейлерами дополнительных штрафных санкций в случае налоговых проверок.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора