Доступ ГНС к счетам без суда: оправдано ли вмешательство в банковскую тайну

Член Ассоциации юристов Украины, адвокат АО «Кролевецкий и партнеры»

Фото: Michal Jarmoluk/Pixabay

Немало шума наделало возможное принятие закона, по которому налоговая будет иметь доступ к информации о движении на банковских счетах налогоплательщиков без решения суда.


Действительно, 15 сентября 2020 был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс и другие законы по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений — №4101.

О чем шум?

Среди прочего, проектом предусмотрены изменения в п. 20.1.5. п. 20.1 ст. 20 Налогового кодекса.

Предлагается предоставить контролирующему органу право получать безвозмездно от учреждений Нацбанка, банков и других финансовых учреждений информацию, предусмотренную подпунктом «г» пункта 4 статьи 62 закона «О банках и банковской деятельности».

Ее будут предоставлять по требованию такого контролирующего органа по вопросам исполнения решения суда о взыскании денежных средств налогоплательщика, имеющего налоговый долг, в счет погашения такого налогового долга.

Какая это информация?

Тем же законопроектом предполагается дополнить пункт 4 статьи 62 «О банках и банковской деятельности» подпунктом «г».

Он определяет, что по письменному требованию Государственной налоговой службы по вопросам исполнения решения суда о взыскании денежных средств налогоплательщика, имеющего налоговый долг, в счет погашения такого долга банками предоставляется информация о:

  • состоянии счетов должника — движения средств и операций на счетах должника за конкретный промежуток времени;
  • остатке средств на банковском счете;
  • информации по договорам должника о хранении ценностей или предоставлении должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком.

Таким образом, в настоящее время налоговый орган вправе без решения суда запрашивать только информацию о наличии счетов.

А в случае принятия закона в редакции законопроекта 4101 круг информации существенно расширится, но только в отношении налогоплательщиков, имеющих налоговый долг, подтвержденный решением суда.

Какие основания?

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что необходимость таких изменений связана с тем, что налоговые органы, взимая налоговый долг, не владеют информацией об остатках и движении средств на счетах должника.

Поэтому они вынуждены направлять инкассовые поручения о принудительном списании денежных средств должника в счет погашения налогового долга едва ли не каждый день.

И все равно большинство из них возвращается без исполнения по причине отсутствия средств на счете или закрытия счета. Однако такое обоснование представляется несколько недостаточным.

Действительно, в случае наличия решения суда о взыскании налогового долга с должника-юридического лица налоговый орган направляет банкам инкассовые поручения, которые являются основанием для принудительного списания денежных средств со счетов должника.

Поэтому уместным выглядит возможность налогового органа получать от банка информацию об остатке средств на счете должника-юридического лица.

Однако, каким образом во взыскании долга поможет информация о движении средств и операции на счетах плательщика?

Еще сложнее объяснить, почему законопроект предусматривает возможность получать такую информацию о счетах всех налогоплательщиков, в том числе физических лиц, поскольку пункт 87.11 статьи 87 Налогового кодекса предлагаемый законопроект оставляет без изменений.

Согласно указанной норме, взыскание налогового долга по решению суда осуществляется государственной исполнительной службой в соответствии с законом об исполнительном производстве.

Поэтому направление инкассовых поручений или любые другие действия в процедуре выполнения таких решений налоговым органом не производятся. Зачем же тогда информация?

Какие риски?

К сожалению, этот законопроект не только предполагает чрезмерное расширение круга случаев раскрытия банковской тайны, но и оставляет возможности для злоупотреблений.

Так, например, несмотря на то, что получение информации возможно только в отношении налогоплательщика, в отношении которого выполняется решение суда о взыскании налогового долга, основанием для предоставления информации является только требование контролирующего органа.

То есть изменения не предусматривают необходимости предоставления такого решения суда вместе с требованием для идентификации банком как хранителем банковской тайны

(1) вступления такого решения в законную силу,

(2) лица клиента, указанного в таком решении суда.

О деньгах

Тем же законопроектом предлагаются изменения в п. 95.5 ст. 95 Кодекса, предусматривающие процедуру списания средств со счетов налогоплательщика, имеющего налоговый долг, возникший в результате самостоятельно задекларированных таким плательщиком налоговых обязательств.

Сейчас такой долг может быть взыскан со счетов без решения суда только в случае наличия одновременно трех условий:

  1. Долг больше 5 млн грн.
  2. Он не был уплачен в течение 90 дней со дня его возникновения.
  3. У государства отсутствуют обязательства по возврату такому налогоплательщику ошибочно и/или излишне уплаченных им денежных обязательств.

Изменения предусматривают отмену их всех. И, если отмену первого условия еще можно объяснить определенной дискриминацией различных налогоплательщиков, то отмена двух других выглядит просто скандальной.

Фактически 90 дней сокращаются до 30: именно по истечении 30 дней со дня направления (вручения) налогового требования может быть принято решение о списании налогового долга.

Этот срок кажется слишком маленьким даже для того, чтобы исправить возможную ошибку, в результате которой налогоплательщик задекларировал соответствующую сумму к оплате.

Отмена третьего условия вообще выглядит абсурдной, поскольку ошибочно и/или излишне уплаченные налогоплательщиком налоговые обязательства также являются источником погашения налогового долга, и, очевидно, должны быть использованы до процедуры списания средств со счета такого плательщика.

Надеемся, что в процедуре принятия закона все риски будут учтены и как минимум исключены из круга налогоплательщиков, в отношении которых раскрывается банковская тайна, физические лица, а также предусмотрена надлежащая процедура запроса такой информации налоговым органом.

Несмотря на то, что расширение случаев вмешательства государства в банковскую тайну, связанное с выполнением налогового долга, является общемировой тенденцией последнего времени, Украина еще не настолько вышла из наличного обращения, чтобы снова в него не провалиться, как только хранить средства на счетах станет более рискованно.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора