Фото: Free-Photos / Pixabay
В украинской культуре кредитования невозврат займов — обычное дело. Люди не доверяют банкам и финансовым учреждениям, а значит — и к обязательствам относятся не всегда ответственно. При этом тема работы с проблемными долгами обросла мифами, которые портят репутацию рынка финуслуг.
Особенно актуальным вопрос неработающих кредитов (NPL) стал в условиях карантина. В период пандемии в зоне риска оказались те, чье финансовое положение и так было неустойчивым, а коронакризис вынудил выйти на просрочку платежей. Влияние COVID-19 на качество кредитов отрасли еще предстоит ощутить. Ситуацию сдерживают «кредитные каникулы», но этот подход государства после отмены может обернуться стремительным ростом проблемного портфеля.
На самом деле злостных неплательщиков среди таких клиентов немного, поскольку причина задолженности — кризис, а не намеренный уход от обязательств. Финансовые учреждения предлагают программы реструктуризации и пролонгации заемщикам, которые столкнулись с трудностями. Однако часть реструктуризированных кредитов может со временем перейти в разряд проблемных.
На рынке NPL сегодня оживленно. В ответ на рост проблемной задолженности банки и финкомпании активнее делятся частью такого портфеля с коллекторами. Сегодня эта сфера переживает серьезные изменения. Верховная Рада установила четкие правила на коллекторском рынке и ограничила общение взыскателей с должниками. Правонарушителям грозят не только штрафы, но и запрет на работу.
Напомню, согласно закону коллекторской деятельностью могут заниматься компании, внесенные в реестр НБУ. К профессиональным взыскателям у регулятора ряд требований: прозрачная структура управления, безупречная деловая репутация. Финучреждения могут привлекать коллекторов к работе с просрочкой только с согласия клиента. Заемщику должны сообщить имя нового кредитора в течение десяти рабочих дней после уступки долга.
Закон ограничивает время общения и количество контактов коллектора с должником. Каждый разговор необходимо записывать на диктофон или видеокамеру и хранить три года. Другую информацию о должнике и его близких собирать нельзя. Под запретом — угрозы, шантаж и дезинформация. Нельзя звонить со скрытого номера, использовать сервис автоматического дозвона более 30 минут в сутки, размещать пугающие сообщения на конвертах писем, требовать от третьих лиц погашения долга их родственника или знакомого, наносить ущерб репутации должника.
Стоит отметить, что финансовые компании заинтересованы в цивилизованном рынке, ведь от «страшилок» о коллекторах страдает бизнес. С клиентами гораздо комфортнее работать на условиях взаимного доверия. Поэтому участники Всеукраинской ассоциации финансовых компаний (ВАФК) еще год назад подписали «Кодекс профессиональной этики по урегулированию просроченной задолженности». Этот документ фиксирует принципы взаимодействия с должниками, которые строятся на уважении, прозрачности всех процессов для клиента и защите его персональных данных.
Кроме того, четкие правила игры могут привлечь внимание инвесторов и привести к появлению новых игроков в сфере проблемной задолженности. При этом ожидаемо, что с рынка должны уйти «черные коллекторы», а остаться компании, которые смогут соблюдать новые требования регулятора. В первую очередь это те финучреждения, которые и раньше берегли деловую репутацию и работали в рамках законов. Ведь угрозы и шантаж никогда не были легальны.
Финкомпании внедряют цифровизацию на всех уровнях. Инновации не только помогают лучше обслуживать клиентов, но и снижают человеческий фактор в вопросах коллекшена. Так, уже сегодня переговоры с должником ведут чатботы, заемщики получают автоматические уведомления или общаются с искусственным интеллектом. Запрограммированный сценарий разговора позволяет соблюсти правила НБУ и решить вопросы корректно. Технологии будут совершенствоваться, и в будущем сфера коллекшена изменится.
Такие трансформации выгодны и клиентам, и компаниям. Если говорить о микрофинансовых организациях, то здесь коллектор работает не столько с суммой долга, сколько с количеством должников. А оптимизация процесса сокращает расходы. Со стороны потребителя также важно понимание прав и обязанностей. Поэтому участникам рынка финуслуг нужно работать над повышением цифровой и финансовой грамотности украинцев и оставить в прошлом мифы о рынке финансовых услуг и коллекторах.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора