Facebook Pixel

Свод обычаев и аресты судов: что предлагает закон о водном транспорте

Артур Ницевич
Член Ассоциации юристов Украины, партнер Interlegal

Президент Владимир Зеленский в конце августа выступил за обсуждение законопроекта «О внутреннем водном транспорте», который был принят в первом чтении еще в апреле 2020 года. Сейчас, как объясняет министр инфраструктуры Владислав Криклий, его не могут принять в целом из-за отсутствия консолидированной позиции бизнеса и парламентариев. Проект критикуют как отдельные депутаты, так и бизнесмены.


Значительный резонанс вокруг законопроекта №1182-1-д вызван введением необходимых терминов (впервые на законодательном уровне) и определением условий доступа к внутренним водным путям.

Также в документе заложены имущественные риски и дополнительные расходы для операторов речных терминалов.


Введение новых определений законодателем

В законопроекте предлагается дать определение:

1. Организации-эксплуатанту (по аналогии: портовый оператор, стивидорная компания), которая выступает субъектом хозяйствования, осуществляющим эксплуатацию гидротехнического сооружения.

2. Операционной акватории причальных сооружений, которая представляет собой гидротехническое сооружение (комплекс сооружений), непосредственно прилегающее к причальным сооружениям, предназначенное для безопасного подхода и отхода судов, а также маневрирования.

Также предлагается императивное обязательство — обеспечить паспортизацию операционной акватории причального сооружения и подходного канала к ней в соответствии с законодательством. Поддержание их гарантированных габаритов путем проведения соответствующих дорожных работ становится обязанностью организации-эксплуатанта.

То есть государство выводит из своей расходной части эти обязательства.

3. Речному порту (терминалу), которым предлагается считать предприятия любой формы собственности, которые на законных основаниях используют объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

Объекты разрешат использовать для стоянки и обслуживания на внутренних водных путях судов с максимальной осадкой не более 4,5 м.

Также в список возможных услуг входит обслуживание пассажиров, проведение грузовых операций и другие виды хозяйственной деятельности, связанные с водным транспортом.

4. Территории речного порта, представляющей собой земельные участки (их части) на землях внутреннего водного транспорта, а также искусственно созданные земельные участки, используемые речным портом (терминалом).


Условия доступа к внутренним водным путям

Законопроектом предусмотрено, что использование внутренних водных путей для плавания и стоянки судов является бесплатным.

Кроме того, подъем, раскрытие пролетных строений судоходных разводящих пролетов мостов на внутренних водных путях для прохождения судов или плавучих объектов предлагается осуществлять бесплатно — за счет владельцев таких мостов (например, АО «Укрзализныця»).

В то же время в законопроекте закреплено, что хозяйственная деятельность по перевозке пассажиров и грузов по внутренним водным путям подлежит лицензированию.

Предполагается, что лоцманская проводка осуществляется речными лоцманами. Услуги по лоцманской проводке должны предоставляться государственной лоцманской организацией всем судам, включая иностранные.

С судов, пользующихся услугами речных лоцманов, будет взиматься лоцманский сбор.

В этом контексте обращаем внимание на позицию Антимонопольного комитета Украины, который критически высказался относительно формирования государственной монополии в секторе лоцманских услуг на внутренних водных путях.

Возможно, эта норма в дальнейшем будет пересмотрена. Специалисты Interlegal, со своей стороны, поддерживают такой комментарий государственного регулятора.

Имущественные риски и дополнительные расходы операторов терминалов

Одним из обязательств речного терминала (организации-эксплуатанта) будет разработка, издание и публикация на своем сайте информации о вхождении судов в портовые акватории и операционные акватории причальных сооружений.

Как видим, организация-эксплуатант должна будет разработать свой собственный уникальный свод обычаев и правил.

На нее возлагается обеспечение безопасности судоходства на территории порта (терминала), причальных сооружений и в операционной акватории.

Организация-эксплуатант разрабатывает, внедряет и поддерживает систему управления безопасностью судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Разработанный и утвержденный со стороны речного порта или терминала свод обычаев подразумевает несколько важных задач:

  • информационную: в полном объеме (согласно международной практике и сформированным обычаям) информировать сторону, осуществляющую заход судна, обо всех особенностях осуществления захода судна в пределах операционной акватории речного порта (терминала);
  • юридическую: в полном объеме, сохраняя паритет интересов, обезопасить организацию-эксплуатанта (ее должностных лиц) от возможных негативных последствий деятельности контрагентов на территории операционной акватории.

Кроме того, в речном порту можно будет арестовать судно для обеспечения требований, возникающих из права собственности и других имущественных прав на судно.

В таком подходе к аресту мы замечаем желание законодателя приблизиться к явлению «морского требования», что в общем и получилось, однако необходимо учитывать ряд особенностей.

Учитывая вышеперечисленные нововведения, склоняюсь к мысли, что закон должен быть принят в силу сложившейся рыночной ситуации. Вряд ли можно представить себе закон в сфере экономики, который удовлетворял бы всех заинтересованных лиц.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора