Facebook Pixel

Чему коронавирус уже научил рынок недвижимости

Виктория Берещак
обозреватель рынка недвижимости

Во время двух последних кризисов 2008 и 2014 годов снижался спрос, цены лихорадило со знаком + и -, умирала ипотека, однако отслеживать последствия было гораздо проще.

В нынешних условиях выхода из социальной изоляции и продления адаптивного карантина спрогнозировать будущее девелоперского бизнеса в Украине на 100% не решается никто.

Однако есть несколько моментов, которые коронакризис обнажил и усилил.


Во-первых, трудно придется тем застройщикам, которые жили исключительно с продаж.

Цикл проектов из-за задержек на площадках, которые они себе позволили в период замораживания рынка в связи с карантином, удлинился, что не очень нравится покупателю.

QuoteСпрос в 2020-2021 гг. сконцентрируется вокруг форматов «город в городе», многофункциональных комплексов, экоконцептов.

К тому же растет конкуренция за покупателя с деньгами. Привлечь его можно дополнительной ценностью концепции (сервисная, рекреационная составляющая, микс-формат недвижимости и прочее), высокой степенью готовности и динамикой строительства.

Кроме того, интересуется он и разноплановыми финансовыми инструментами (длительная рассрочка, возможность кредита на квартиру, дисконты).

Во-вторых, в более выигрышном положении находятся крупные компании с сегментным разнообразием предложений. Это те, кто предлагает улучшенный комфорт-класс с сервисной составляющей и полифункциональной инфраструктурой.

В составе концепций их ЖК — медицинская, рекреационная, торговая, коммерческая, офисная, развлекательная инфраструктура.

Спрос в 2020-м и 2021 годах сконцентрируется вокруг форматов «город в городе», многофункциональных комплексов, экоконцептов с рекреационной составляющей.

В-третьих, девелоперы, скорее всего, будут соревноваться за клиента за счет компактных по общему метражу квартир. Ходовыми будут квартиры разных планировочных решений, но до 90 кв. м.

QuoteПроцент покупателей пока расти не будет — нет финансовой поддержки.

Процент тех, площадь которых больше, уменьшится. Этот тренд мы наблюдали с прошлого года, и он лишь усилится.

При этом эргономика и функциональное планирование должны предусматривать, чтобы как минимум 7 и больше зон могли спокойно помещаться в жилом пространстве.

Рынок недвижимости восстанавливается более быстрыми темпами, чем мы все могли себе представить. Показатели продаж на начало июня у застройщиков первого эшелона уже отвоевали 50-70% докризисного февраля.

Однако в целом, учитывая общую ситуацию в стране из-за экономических последствий карантина, проседание объемов продаж на рынке возможно в пределах 20-30%.


Рынок сжимается. Компании с запасом прочности, достаточным финансовым, человеческим и техническим капиталом отвоюют себе еще больший кусок рынка.

Процент покупателей пока расти не будет — нет финансовой поддержки в виде ипотеки или других возможностей, поэтому борьба за них будет ожесточенная.

Это приведет к тому, что девелоперам придется делать более качественный продукт, включая создание современной и удобной инфраструктуры. Потому что за другую они денег не получат. Или получат, но в ограниченном объеме.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора