В Верховной Раде Украины зарегистрированы несколько законопроектов о частной детективной деятельности в Украине (№1228 от 02.09.2019 года; №3010 от 04.02.2019 года; №3010-1 от 18.02.2019 года), целью которых является определение на законодательном уровне правовых основ и установления основных правил ее регулирования.
Легализация института частных детективов является очень актуальной сегодня в Украине, поскольку в большинстве стран Европейского Союза и США есть соответствующие специальные законы, регулирующие детективную деятельность на законодательном уровне, а информация, полученная частными детективами, эффективно используется не только частными компаниями, но и участниками правосудия этих стран.
В декабре 2019 года проект Закона Украины «О частной детективной (розыскной) деятельности» (рег. № 1228) был отклонен Комитетом по вопросам правоохранительной деятельности и направлен на повторное первое чтение в связи с многочисленными критическими замечаниями научного и правового сообщества.
Частные детективы не имеют доступа к базам данных, которыми располагают правоохранительные органы.
Так, законопроект №1228 фактически не предоставлял частным детективам каких-либо особых прав для их эффективной деятельности. Зато предусматривал жесткие меры государственного контроля со стороны Министерства внутренних дел, которое имело право не только выдавать свидетельства частных детективов и аннулировать их за грубые нарушения без четких критериев установления этих нарушений, но также и право доступа к материалам, полученным частными детективами.
Уже в феврале этого года были зарегистрированы два альтернативных законопроекты № 3010 и 3010-1, которые, к сожалению, также имеют определенные недостатки и в предложенном виде не обеспечат реального эффективного института частных детективов в Украине.
Законопроект № 3010-1 по содержанию является аналогичным проекту закона № 1228, а поэтому вряд ли будет принят, учитывая предыдущие критические замечания к его содержанию.
Остановимся более подробно на внесенном народными депутатами Украины Галушко Н. и Медяником В. законопроекте №3010 от 04 февраля 2019 года, который имеет название «О частной детективной деятельности».
Согласно проекту закона, частным детективом может быть физическое лицо, которое имеет гражданство Украины, полное высшее юридическое образование или высшее образование по специальности «правоохранительная деятельность», владеет государственным языком, имеет стаж работы в отрасли права или правоохранительной деятельности 3 года, прошло соответствующее обучение с целью ведения частной детективной деятельности и получило свидетельство о праве на ведение частной детективной деятельности.
В отличие от других, законопроект №3010 предусматривает, что порядок прохождения обучения лиц, которые изъявили намерение осуществлять частную детективную деятельность, выдачу и аннулирование свидетельства частным детективам осуществляет Министерство юстиции Украины (а не Министерство внутренних дел).
Также Минюст Украины определяет порядок обучения будущих частных детективов и формирует Единый реестр субъектов частной детективной деятельности, определяет порядок его ведения.
Фактически законопроект предполагает довольно строгий контроль за деятельностью частных детективов, в частности, предоставляет Минюсту право осуществлять проверки, самостоятельно определять порядок их осуществления и приостанавливать действие свидетельства в случае выявления нарушений частными детективами.
Информация, полученная частными детективами, является профессиональной тайной, не подлежащей разглашению, является конфиденциальной, кроме случаев, когда она имеет данные о подготовке или покушении на совершение уголовного правонарушения (о таких фактах детективы обязаны сообщить правоохранительным органам с передачей подтверждающих материалов).
Частные детективы имеют право собирать информацию из открытых источников; осуществлять поиск лиц, местонахождение которых неизвестно, розыск пропавшего (утраченного или похищенного) имущества, предметов и животных; поиск должников и лиц, уклоняющихся от выполнения своих договорных обязательств, а также принадлежащего им имущества и других активов.
Вместе с тем в законопроекте есть существенные недостатки, поскольку он не предусматривает предоставление частным детективам эффективных реальных средств для реализации предоставленных им прав.
Так, частные детективы не имеют доступа к базам данных, которыми располагают правоохранительные органы, а будут иметь только право обращаться с соответствующими запросами к таким органам за информацией. Поэтому непонятно, чем права частного детектива будут отличаться от прав адвокатов и журналистов.
Законопроект предусматривает право частных детективов на сбор, фиксирование и исследование сведений, необходимых для рассмотрения дел в уголовном, гражданском, хозяйственном, административном судопроизводстве. Заказчиком этого вида услуг может быть только сторона соответствующего производства.
Непонятно, чем права частного детектива будут отличаться от прав адвокатов и журналистов.
Но в проекте закона не закреплен правовой статус информации, которую будут добывать частные детективы. Не предусмотрено внесение соответствующих изменений в процессуальные кодексы, которые бы установили правила использования информации, полученной частными детективами, как доказательств в суде. Отсутствие таких изменений фактически сводит на нет смысл детективной работы и использование адвокатами ее результатов для защиты клиентов в судах.
Кроме того, непонятным является ограничение круга заказчиков такого вида услуг только сторонами соответствующего судебного дела, ведь очень часто адвокатам важно обратиться к частному детективу еще до начала процедур в суде с целью получения соответствующей доказательной базы и принятия решения о стратегии защиты клиента.
Кроме этого, в соответствии с проектом закона, частные детективы имеют право во время посещения служебных и частных помещений осуществлять фотосъемку, видео- и аудиозапись только по письменному согласию собственников этих помещений, что нивелирует саму идею частной детективной деятельности, целью которой является сбор информации специальными способами с предоставлением реальных инструментов, подобных негласным оперативным действиям.
В целом на сегодня важен любой закон, который позволит начать формировать цивилизованный институт частных детективов, что будет способствовать эффективности сбора информации не только для частных компаний, но и для участников правосудия.
А потому в случае внесения соответствующих поправок в этот законопроект деятельность частных детективов имеет все шансы стать успешной в Украине.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора