Facebook Pixel

Антитабачный законопроект: вакцина против табачной эпидемии или дорогое плацебо

Назар Михайлов
Член Ассоциации юристов Украины

Ожидаемо, что новый антитабачный законопроект №4358 имеет как сторонников, так и противников.

Табачное лобби в основном обусловлено интересами бизнес-среды. Их позиция заключается в освещении негативных последствий принятия такого акта для государственного, местного бюджетов, бизнеса, потери рабочих мест, увеличение объема незаконного оборота такого вида подакцизного товара. Вместе с тем не указывают ожидаемые положительные результаты.

Зато сторонники законопроекта указывают исключительно на положительные результаты, на достижение которых он направлен (уменьшение заболеваемости и преждевременной смертности от неинфекционных болезней, в частности заболеваний, вызванных употреблением табачных изделий, электронных сигарет и жидкостей), как правило, избегая вопросов экономических последствий.

Лада Булах (одна из инициаторов проекту) отметила:

Quote«Экономические последствия и потери от последствий курения составляют 3% ВВП страны, или 90 млрд грн. От заболеваний, вызванных курением, ежегодно в Украине умирает 84 тыс. человек. В последние два года начала расти распространенность курения именно среди молодежи. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Украине сегодня 23% взрослого населения (старше 15 лет) курят ежедневно. А каждый пятый подросток (дети от 13 до 15 лет) курит именно электронные сигареты».

Безусловно, новации будут способствовать достижению целей устойчивого развития ООН, по которым Украина взяла на себя обязательства сократить распространенность курения до 15% в 2025 году. Такие меры постепенно приведут к улучшению здоровья населения и роста продолжительности жизни в Украине. Законопроект будет способствовать практическому выполнению международных обязательств Украины по защите здоровья людей от вредного воздействия табака.

В то же время к негативным последствиям экономисты относят падение налоговых поступлений, падение производства, потерю инвестиционных поступлений.

Ассоциация городов Украины обращает внимание, что принятие проекта приведет к:

  • росту объемов нелегальной торговли табачными изделиями из-за введения запрета видимого размещения табачных изделий в пунктах продажи, и, как следствие, уменьшения налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты от 4,7 млрд грн;
  • угрозы закрытия небольших мест розничной торговли;
  • повышение уровня безработицы населения по указанным причинам.

Также справедливо замечают, что ст. 27 Бюджетного кодекса Украины обязывает субъект права законодательной инициативы предоставить финансово-экономическое обоснование (включая соответствующие расчеты) к законопроекту, принятие которого приведет к изменению показателей бюджета. Указанное позволило бы понять механизмы компенсации потерь местных и общегосударственного бюджетов и ответить на ряд вопросов, обусловленных проблематикой.

Обоснования требует и положение об установлении переходных периодов, предложенных в законопроекте. В частности, предлагается, что закон вступает в силу через 12 месяцев со дня его опубликования, а отдельные его положения — через 3, 18 и 30 месяцев. Никаких объяснений относительно реального расчета или обсуждения с производителями не указано.

Директивой 2014/40 / ЕС предполагается, что «Государства-члены должны ввести в действие законы, подзаконные нормативно-правовые акты и административные положения, необходимые для соблюдения требований настоящей Директивы до 20 мая 2016 года», то есть через 2 года после принятия директивы, что не согласуется с положениями проекта. Кроме того, определенные нормы директивы применяются с длинными переходными периодами.

Много критики возникает по поводу разногласий между указанной директивой и законопроектом. В частности, проект содержит много положений, которые более жестко регулируют такие правоотношения и закладывают довольно агрессивные способы регулирования рынка табака (например, фактические ограничения по площади мест розничной торговли и запрет размещения табачных и других аналогичных изделий так, чтобы они были видны за пределами и внутри места розничной торговли).

Есть и те, кто критикует терминологические разногласия, в частности, формы пачки сигарет. Так, в законопроекте она указана как кубовидная, зато критики говорят, что директива содержит понятие «прямоугольная».

Вместо заключения

В любом случае Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака декларирует, что «распространение табачной эпидемии является глобальной проблемой, которая несет серьезные последствия для здоровья людей и требует широкого международного сотрудничества и участия всех стран в эффективных, независимых и всесторонних международных ответных действиях».

Проект закона №4358 в целом может предотвратить распространение этой эпидемии, однако дополнительное широкое обсуждение, проведение реальных расчетов потерь и компенсаций бюджетов не помешает. Это максимально будет способствовать минимизации негативных экономических последствий, связанных с принятием законопроекта.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора