Facebook Pixel

Около года и не менее 100 нормативных актов: в Минсоцполитики рассказали о внедрении накопительных пенсий

Одним из своих приоритетов на 2023 год Кабмин назвал «внедрение обязательного пенсионного накопления параллельно с реформами фондового рынка и рынка капиталов».

Разговоры о внедрении в Украине накопительной пенсионной системы идут уже не менее 20 лет. Осенью 2022 года депутаты были готовы проголосовать за законопроект № 2683, который должен был стать базовым для пенсионной реформы. Однако в последний момент голосование отложили. По неофициальной информации, власть тогда решила, что до конца войны с такой реформой лучше подождать.

В Минсоцполитики The Page рассказали о перспективах внедрения накопительной пенсионной системы.

По чьей инициативе было решено пока не рассматривать законопроект № 2683

В министерстве отметили, что этот вопрос относится к полномочиям профильного комитета парламента.

Когда может начаться работа по запуску накопительной пенсионной системы

Старт реформе даст принятие соответствующего закона и разработка необходимых нормативных актов. По предварительным расчетам, нужно будет принять до 100 таких актов на уровне правительства, НКЦБФР, что требует значительного времени на разработку, согласование, принятие.

Параллельно потребуется время для разработки и внедрения IT-решений для обеспечения качественного контроля всех участников рынка накопительной системы, а также для эффективной защиты прав людей, которые будут осуществлять накопление.

Нужно время для создания и авторизации институтов, которые будут участвовать в осуществлении накоплений, прежде всего – государственного пенсионного фонда.

Только после подготовки необходимой инфраструктуры, IT-систем, нормативных актов можно будет начинать этап пенсионных накоплений.

По оценке министерства, между принятием закона и началом накоплений пройдет не менее года.

Могут ли быть пересмотрены характеристики системы, заложенные в законопроекте № 2683

В Минсоцполитики считают, что изменение отдельных параметров накопительной системы ко второму чтению законопроекта вполне возможно, и в отдельных вопросах оно логично. Целесообразной может быть, например, доработка моментов привлечения максимального количества украинцев к накопительной системе, повышения коэффициента замещения (то есть какой процент сегодняшней зарплаты гражданина будет покрывать его пенсия) и т. д.

Как будет обеспечена защита накоплений от инфляции

Такая защита является одним из важнейших вопросов реформы. Ее достижение сложно обеспечить каким-то одним методом, поэтому необходим комплекс разных инструментов и мер.

Во-первых, нужна комбинация инструментов инвестирования.

Во-вторых, важно ввести определенный уровень гарантий сбережений от недобросовестного управления (это ответственность управляющих) и некачественного управления (здесь гарантией должна быть система архитектуры управления).

В министерстве подчеркнули, что ведущую роль на первом этапе внедрения накопительной системы будет играть государство, именно оно возьмет на себя основные риски, а риски граждан будут минимизированы.

Почему некоторые страны отказались от накопительной системы

В Минсоцполитики считают, что отказ некоторых стран от накопительной системы – это миф, сформировавшийся в украинском информационном пространстве. На самом деле большинство государств, пересматривавших накопительную систему, лишь меняли дизайн системы, что вполне объяснимо, так как любая система и любой закон с изменением условий, в том числе экономических, могут нуждаться в пересмотре или адаптации.

Поэтому Украине важно проработать опыт других стран, чтобы наилучшим образом изучить имеющиеся примеры.

Можно ли в Украине просто перейти на финансирование всех пенсий из госбюджета

Деньги в государственный бюджет поступают от налогов или займов, напомнили в министерстве.

Займы Украина должна возвращать, при этом уровень закредитованности страны уже очень высокий, происходит стремительное накопление государственного долга из-за необходимости финансировать экономику во время войны. Поэтому такой путь не является системным способом решения проблемы.

В результате, если говорить о финансировании всех пенсий из бюджета, речь пойдет о необходимости поиска дополнительных источников для покрытия таких расходов. Принципиально такое решение ничего не изменит ни для граждан, ни для государства.

Настаивают ли международные партнеры на внедрении в Украине накопительной системы

Пенсионное обеспечение является вопросом внутренней политики государства, которая обычно не регулируется международными договорами. Ключевой фактор, влияющий на пенсионную политику, это подход государства к тому, как обеспечить необходимый коэффициент замещения.

В Украине в течение последних лет наблюдается устойчивая динамика уменьшения коэффициента замещения солидарной пенсионной системы, и решение этой проблемы – это полномочия национального правительства.

«Наши международные партнеры могут помогать внедрять накопительную систему путем консультативной помощи, оказания профессиональной экспертизы, обмена опытом, что они и делают», – отметили в Минсоцполитики.

Поблагодарить 🎉