Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект о Государственном бюджете на 2021 № 4000. «За» проголосовали 289 депутатов при необходимом количестве 226 голосов.
Проект бюджета ко второму чтению представил в парламенте министр экономики Сергей Марченко. По его словам, в процессе доработки бюджета на 2021 год Министерство финансов проводило консультации с МВФ по формированию общего видения основных показателей доходов, расходов и дефицита.
«В целом параметры бюджета на 2021 год совпадают с оценками специалистов Фонда», – сообщил он и добавил, что в бюджетных выводах учтены парламентские предложения более чем на 14 млрд грн.
Марченко назвал этот проект «бюджетом возможностей». В свою очередь нардеп от «Европейской солидарности» Алексей Гончаренко назвал этот закон «бюджетом наглости» и сказал, что таким законом правительство «хочет подложить свинью».
А нардеп от «Голоса» Ярослав Железняк назвал бюджет-2021 «космическим», так в нем есть космическая дыра в размере 240 млрд грн дефицита.
собрало основные показатели государственного бюджета на 2021 год.
Расходы госбюджета-2021
- ВВП – 4,5 трлн грн. Рост ВВП – на уровне 4,6%;
- госдолг к ВВП — 64,6%;
- потребительская инфляция – 7,3%;
- дефицит госбюджета – 5,5% ВВП (246 млрд грн);
- среднегодовой курс – 29,1 грн за доллар.
Расходы на безопасность и оборону страны составят 5,93% ВВП. На здравоохранение предусмотрено 4,3% ВВП. Капитальные расходы – 100 млрд грн.
Основные изменения показателей госбюджета
Доходы госбюджета-2021 увеличены на 20,9 млрд грн (или на 2%), в том числе по общему фонду на 13,5 млрд грн, по специальному фонду — на 7,4 млрд грн. Расходы уменьшены на 2,8 млрд грн, в том числе по общему фонду на 11,05 млрд грн, а по специальному фонду увеличены на 8,3 млрд грн.
В начальной версии доходы бюджета были предусмотрены на уровне 1,071 трлн грн, расходы – 1,350 трлн грн. В утвержденной ко второму чтению редакции доходы были увеличены до 1,092 трлн грн, расходы снижены до 1,328 трлн грн.
Дефицит уменьшен на 23,7 млрд грн, или на 8,8%, в том числе по общему фонду на 24,6 млрд грн, а по специальному фонду увеличен на 830,2 млн грн. Таким образом, предельный объем дефицита государственного бюджета предлагается установить на уровне 5,5% прогнозного ВВП (то есть он уменьшен на 0,5% в сравнении с проектом, представленным к первому чтению).
Однако, согласно заключению бюджетного комитета, такой уровень не соответствует требованиям второго и третьего абзацев части первой статьи 14 Бюджетного кодекса относительно определения предельного объема дефицита государственного бюджета не выше 3% ВВП. В связи с этим абзацем вторым пункта 3 раздела «Заключительные положения» доработанного законопроекта предлагается остановить действие вышеуказанных норм Кодекса в 2021 году.
Предельный дефицит госбюджета – 246,6 млрд грн, предельный объем дефицита общего фонда – 220,87 млрд грн, предельный объем дефицита специального фонда – 25,77 млрд грн.
Фонд бюджета по долговым операциям уменьшен на 30,55 млрд грн. Объем платежей погашения госдолга увеличен на 29,86 млн грн, погашения внешнего госдолга – на 1,2 млрд грн, погашения внутреннего госдолга – на 27,88 млрд грн.
Внешнее финансирование фонда по долговым операциям увеличили на 49,17 млрд грн, внутреннее уменьшили на 79,71 млрд грн.
Минимальная зарплата и прожиточный минимум
В доработанном законопроекте рост минимальной зарплаты в месячном размере до 6,5 тыс. грн отложили с 1 июля до декабря 2021 года.
Прожиточный минимум на одного человека в месяц: с января 2021-го – 2 189 грн, с июля – 2 294 грн, с декабря – 2 393 грн. Для детей в возрасте до 6 лет: с января – 1 921 грн, с июля – 2 013 грн, с декабря – 2 100; для детей в возрасте от 6 до 18 лет: с января – 2 395 грн, с июля – 2 510 грн, с декабря – 2 618 грн. Для трудоспособных лиц: с января – 2 270 грн, с июля – 2 379 грн, с декабря – 2 481 грн. Для лиц, утративших трудоспособность: с января – 1 769 грн, с июля – 1 854 грн, с декабря – 1 934 грн. Минимальная пенсия: с января – 1 769 грн, с июля – 1 854 грн, с декабря – 1 934 грн.
«Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц (в т. ч. для основных социальных и демографических групп населения) в доработанном законопроекте не изменены в сравнении с проектом, представленным к первому чтению. Так что не учтен п. 2.14 ч. 2 Бюджетных выводов относительно возможного дальнейшего повышения в 2021 году государственных социальных стандартов», – говорится в заключении комитета.
При доработке проекта государственного бюджета на 2021 год ко второму чтению правительством не менялись основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития на 2021 год, на основании которых рассчитаны бюджетные показатели, несмотря на то, что, согласно экспертной оценке, отдельные прогнозные макропоказатели рассматриваются как достаточно оптимистичные или завышенные.
В утвержденном проекте бюджета предусмотрено увеличение зарплат врачей на 30%, а учителей – на 26%.
Борьба с коронавирусом
Кабинет министров перераспределил некоторые расходы государственного бюджета, увеличив расходы Фонда борьбы с COVID-19 на 6 млрд грн – с 66 до 72 млрд грн.
По словам народного депутата от «Европейской солидарности» Алексея Гончаренко, премьер-министр Денис Шмыгаль пообещал, что медицина будет профинансирована в необходимом объеме. То есть в бюджет будет заложена прописанная сумма, но потом правительство в ручном режиме будет давать деньги на необходимые направления в течение года. Таким образом, сумма, которая закладывается в бюджет на финансирование медицины, не окончательная, она будет все время дополняться.
«Предусмотрено создание спецфонда для вакцинации населения и предотвращения распространения пандемии, а также повышения зарплат», – сообщил Марченко в ответ на вопрос о том, предусмотрена ли в спецфонде помощь и бесплатная вакцинация для медиков.
Изменения в бюджетный кодекс
Законопроект 4100-д, в частности, определяет особенности предоставления госгарантий и управления государственными деривативами. Во втором чтении поддержали исключение нормы о праве Минфина проводить операции с деривативами свыше объема, определенного госбюджетом. Закон также позволит Казначейству привлекать средства Единого казначейского счета (ЕКС) для покрытия временных кассовых разрывов общего фонда госбюджета.
Кроме того, нардепы расширили возможности Минфина на рынке ценных государственных бумаг и предоставили предпринимателям поддержку в виде госгарантий на портфельной основе.
По словам нардепа Гончаренко, Рада проголосовала две взаимоисключающие правки в Бюджетный кодекс. Одна правка предусматривает сохранение 13,44% акциза на топливо в общих фондах бюджетов местного самоуправления на один год как временную меру, а вторая — на постоянной основе. При этом вторая правка не забирает акциз из доходов Госбюджета.