Перебои с поставками по-прежнему затрагивают многих потребителей и предприятия, но они стали менее угрожающими, чем это было шесть месяцев назад. Однако постепенное прекращение кризиса предложения, вызванного пандемией, может смениться другой потенциальной головной болью — падением потребительского спроса. Это падение тормозит экономический рост и приводит к нездоровому накоплению запасов, говорится в аналитическом обзоре агентства Bloomberg.
Экономисты банка Citi предостерегают от излишнего оптимизма, так как есть причины сомневаться в том, что засоры в водопроводе мировой торговли будут устранены в ближайшее время. Забастовки рабочих, перебои с работой предприятий, связанные со вспышками COVID-19 в Китае, война России в Украине и проблемы с доставкой в конце года в праздничные дни могут снова запутать логистические сети.
Оксфордский индекс напряженности предложения в США падает три месяца подряд

Аналитики в целом согласны с тем, что спрос домашних хозяйств на товары будет ключевым фактором в ближайшие месяцы, но они пока расходятся во мнении относительно того, останется ли он высоким или начнет снижаться. Анализ текущей ситуации больше говорит о том, что общие предпочтения потребителей в отношении товаров в сравнении с услугами снизятся, но они останутся немного выше уровней лета 2020 года и до пандемии.
Покупки товаров начинают замедляться в сравнении с услугами

Еще один показатель дефицита предложения – морские фрахтовые ставки продолжают снижаться с рекордно высокого уровня. Это происходит в то время, которое обычно является пиковым сезоном для мирового судоходства. Поэтому некоторые наблюдатели приходят к выводу, что рынок, на котором всего несколько месяцев тому назад не было избыточных мощностей, быстро движется в другом направлении.
Тарифы на контейнерные перевозки по-прежнему намного выше допандемических, но их траектория все больше выглядит как скольжение, которое все еще ищет дно на фоне неопределенности в отношении потребительских расходов.
Динамика тарифов на морские контейнерные перевозки

Восстановление логистики во многом зависит от способности Китая оставаться центром торговли и поддерживать работу заводов и портов на фоне строгих правил контроля вспышек COVID-19. Опубликованные на днях статистические данные показывают, что июнь стал вторым лучшим месяцем для китайского экспорта за последние три десятилетия.
Но не все идет на поправку, особенно в Европе, где наблюдаются постоянные проблемы с доставкой, учитывая близость региона к боевым действиям в Украине. Санкции в отношении товаров из России и направляющихся в Россию усложняют европейские торговые потоки. Вдобавок ко всему сбои в работе, подобные тем, которые затронули крупные морские порты Германии в последние дни, затрудняют усилия по восстановлению.
Цифры Кильского института мировой экономики показывают, что растут заторы в портах Северной Европы и восточного побережья США, где суда стоят в очереди в течение нескольких дней или даже недель, ожидая разгрузки.
Данные Министерства торговли США свидетельствуют, что в июне розничные продажи в стране выросли больше, чем прогнозировали экономисты. Аналитики Bloomberg Economics считают, что в течение оставшейся части нынешнего года экономика США будет расти, поскольку потребители находят способы справиться с растущей инфляцией.
Импорт контейнеров в США оставался стабильным в течение июня и пока выглядит устойчивым в портах Лос-Анджелеса и Лонг-Бич. Джин Серока, исполнительный директор порта Лос-Анджелеса, сказал, что он с осторожным оптимизмом смотрит на вторую половину года.
«Несмотря на то что некоторые ритейлеры имеют большие запасы, я ожидаю, что импорт останется сильным, хотя и снизится в сравнении с прошлым годом», – отметил он.
Серока добавил, что его сильно беспокоят заторы на железной дороге. Сейчас не менее 29 тыс. контейнеров задерживаются в порту Лос-Анджелеса, хотя обычно их там было около 9 тыс. Грузы находятся в порту в среднем 7,5 дня, тогда как в идеале срок отправки не должен превышать двух дней. По его словам, заинтересованные стороны должны принять меры сейчас, «чтобы избежать общенационального тупика».