Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

Новая экспортная логистика зерна для Украины: варианты и возможности

Сухогрузы на Дунае. Фото: Натан Лейн / Bloomberg

Сухогрузы на Дунае. Фото: Натан Лейн / Bloomberg

Кабмин проводит переговоры с международными партнерами по снятию блокады с украинских черноморских портов. Среди возможных вариантов – военные конвои для сопровождения судов-зерновозов или обеспечение Украины достаточным количеством противокорабельного оружия. Об этом сказал первый замминистра агрополитики Тарас Высоцкий в телеэфире 30 мая.

Он отметил важность мер по деблокаде украинской экспортной инфраструктуры в ближайшие несколько недель, пока в мире не усилился продовольственный кризис. Высоцкий также отметил недостаточную пропускную способность альтернативных путей экспорта зерна в сравнении с черноморскими портами.

До российского вторжения Украина ежемесячно экспортировала до 5 млн тонн сельхозсырья через порты Одессы и Николаева. Сейчас из-за их морской блокады можно вывозить не более 1 млн тонн зерновых.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Что собой представляют альтернативные пути зернового экспорта

Задача возобновления зернового экспорта из Украины заставляет политиков рассматривать различные варианты, начиная от военно-морского сопровождения и заканчивая перемещением зерна по суше до Балтийского моря. Специалисты говорят, что они изучают карты в поисках решений, таких как изменение направления потоков автомобильного транспорта и восстановление железнодорожного сообщения с румынским портом Галац на Дунае. Об этом идет речь в статье, опубликованной Bloomberg.

Задача усложняется нехваткой водителей фур и разной шириной железнодорожной колеи в Украине и странах ЕС. Из-за последнего фактора и перегруженности таможенной инфраструктуры вагоны могут простаивать на границе до 30 дней, ожидая своей очереди на перегрузку зерна.

Подписывайтесь на нас в Google News!

Южный торговый коридор Украины

yuzhnyy-torgovyy-koridor-ukrainy.jpg

Порты в Румынии и Польше также перегружены, им не хватает квалифицированного персонала, чтобы справиться с всплеском спроса. Чиновники предупреждают, что узкие места будут усугубляться, поскольку в июне Европа начнет собирать урожай пшеницы.

«Масштаб проблемы огромен, – заявил замминистра экономики Украины Тарас Качка. – За последние 15 лет мы создали такую мощную инфраструктуру, что ее нельзя просто заменить другим пунктом назначения, другим портом».

Украина расширяет экспортные возможности на своей западной границе и упрощает торговые отношения с ЕС. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила 24 мая, что ЕС работает над тем, чтобы вывезти то, что застряло в Украине, на мировые рынки, открывая «дороги солидарности» в европейские порты, а также финансируя различные виды транспорта. Посол Украины в Варшаве ожидает, что через Польшу будет поставляться 80% украинского зерна. Но люди на местах говорят, что это легче сказать, чем сделать.

Путь через Словакию

В Словакии основной транспортный оператор перевез в прошлом месяце 18 тыс. тонн кукурузы из Украины 12 железнодорожными составами, также были задействованы частные грузовые компании, которые занимались перезагрузкой вагонов.

Путь через Польшу

В Польше есть 400-километровая ширококолейная железная дорога, соединяющая Украину с Силезией. Ранее она использовалась в основном для доставки стальных изделий, а в последние недели – для перевозки беженцев. Государственный оператор сети железных дорог PLK SA начал инвестировать в увеличение пропускной способности этой дороги, отказавшись от прежнего внимания к развитию маршрута в Китай через Беларусь.

В апреле Польша и Украина договорились о создании совместной грузовой компании и упрощении пограничных правил. Но из-за того что маршруты в балтийские порты Польши уже загружены, а вагонов не хватает, есть сомнения, сможет ли Польша в ближайшее время увеличить объемы украинского зерна намного больше, чем 2 млн тонн в месяц.

Путь через Румынию

Железнодорожная линия из украинского Рени в румынский Галац через Молдову является относительно небольшой частью головоломки, но она иллюстрирует всю масштабность проблемы, пишет Bloomberg.

TTS, румынская компания, работающая на Дунае и в порту Констанца, готова работать над тем, чтобы открыть этот маршрут.

vosstanovlenie-puti.jpg

Румыния стремится модернизировать Галац, чтобы уменьшить заторы в порту Констанца на Черном море. Галац раньше был связан ширококолейной железной дорогой с Украиной. Правительство хочет ускорить восстановление недостающего участка протяженностью 4,6 км. Эта работа займет три месяца, заявил в апреле премьер-министр Николае Чука.

Тем не менее до сих пор неясно, кто это сделает, говорят в TTS. Сейчас в доставке украинского зерна в Галац участвуют три страны и три железнодорожных оператора. Министр транспорта Румынии сказал, что надеется найти компанию для строительства недостающего участка в ближайшие дни.

«Украина экспортировала 20 млн тонн металлов в год и еще больше зерна только по воде, поэтому думать о том, что можно будет полностью заменить эти мощности, это мечта, – считает Петру Стефанут, генеральный директор TTS. – Мы все пытаемся помочь им, чем можем. Но мы не можем дать то, что у них было, и то, что они потеряли».

За последние два месяца TTS удалось перевезти около 200 тыс. тонн зерна и металлов из Украины. Стефанут уверен, что по мере того, как маршрутизация через Дунай станет более эффективной, грузов станет больше.

Кес Хейзинга, голландский фермер, который живет в Украине и имеет 400 рабочих мест, раньше мог доставить 25-тонный грузовик своего зерна на одесские терминалы на Черном море и обратно в течение дня. Теперь его водители проводят неделю в пути, очередях и пограничных проверках, чтобы доставить груз по новому маршруту, разгружаясь прямо в Румынии. Оттуда ему еще нужно организовать доставку до конечного пункта назначения. Логистика обходится Хейзинге сейчас в три раза дороже.

ЕС освободил импорт украинского зерна от требования ветеринарных или фитосанитарных сертификатов, чтобы облегчить транзит. Но за три недели до середины мая Хейзинга отгрузил всего 150 тонн. Он опасается, что когда Румыния начнет собирать урожай, заторы могут усилиться.

«Это будет катастрофа», – заявил Хейзинга, который обрабатывает 15 тыс. гектаров земли и содержит 2 тыс. дойных коров в 200 км к югу от Киева.

Путь через Литву

По словам министра транспорта Литвы, они могут переваливать около 8 млн тонн в год через Клайпедский порт на Балтийском море, хотя по польским железным дорогам страна может получить только 1 млн тонн. Пробная железнодорожная отгрузка сельхозпродукции из Украины заняла три недели.

«Альтернативы Одессе просто не существует, чтобы отправить те объемы зерна, которые Украина накопила и накопит за лето, – заявил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис. – Мир столкнется с нехваткой продовольствия, цены вырастут, или нам нужно найти способы, как разблокировать Одессу».

***

Специалисты считают, что в данный момент наиболее реальным решением остаются Румыния, Констанца и Сулинский канал, соединяющий Черное море с Дунаем, пишет Bloomberg. Таможенное агентство дунайского порта увеличило штат, чтобы помочь справиться с увеличением отгрузок, так как суда выстраиваются в огромную очередь, чтобы войти в канал. По словам управляющего портом Флорина Гойдеа, румынская железнодорожная компания навела порядок в своих портовых сообщениях и начала работы по улучшению инфраструктуры, что может привести к увеличению пропускной способности на 30 — 40%, но только в следующем году.

Комментарии

Все новости