В условиях войны в Украине многие налогоплательщики по объективным причинам не могут исполнять свои обязанности в полном объеме. Чтобы избежать применения санкций, они могут сообщить об этом налоговикам.
На днях вступил в силу Порядок подтверждения возможности/невозможности выполнения налогоплательщиком своих обязательств в период войны – он был опубликован 6 сентября в «Официальном вестнике Украины». Порядок введен приказом Минфина № 225 от 29.07.2022 года.
Порядок действует до отмены в Украине военного положения.
Документ определяет порядок подтверждения невозможности своевременного выполнения налоговой обязанности в отношении:
- соблюдения сроков уплаты налогов и сборов;
- предоставления отчетности;
- регистрации в соответствующих реестрах налоговых или акцизных накладных, расчетов корректировки;
- предоставления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках и объеме обращения горючего или спирта и т. п.
Действие Порядка распространяется на:
- физических лиц (ФОП) – резидентов Украины, в том числе самозанятых лиц;
- юридических лиц (резидентов и нерезидентов Украины) и их обособленные подразделения.
Что должны делать юридические лица
Основаниями невозможности выполнения юридическими лицами и их обособленными подразделениями налоговых обязанностей (в том числе обязанностей налоговых агентов) являются:
- потеря (уничтожение) или невозможность использования первичных документов, компьютерного и другого оборудования в результате боевых действий;
- возможность утечки информации об объемах и местах хранения горючего или спирта;
- отсутствие у налогоплательщика должностных лиц, уполномоченных вести бухгалтерский учет;
- нахождение (налоговый адрес, фактическое нахождение, нахождение производственных мощностей и т. п.) на территории временно оккупированного населенного пункта или в котором ведутся боевые действия;
- другие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), подтвержденные документально.
Что должны делать физические лица
Основаниями невозможности выполнения физическим лицом (ФОП), в том числе самозанятым лицом, налоговых обязанностей являются:
- пребывание на территории населенного пункта, являющегося налоговым адресом плательщика, в котором ведутся боевые действия (заблокирован или временно оккупирован);
- пребывание на стационарном лечении в учреждениях здравоохранения (в том числе зарубежных) в связи с ранением (контузией, травмой, увечьем), связанным с исполнением обязанностей военной службы, в отпуске в связи с болезнью или для лечения после тяжелого ранения по заключению военно-врачебной комиссии;
- призыв на военную службу во время общей мобилизации или пребывание в подразделениях территориальной обороны;
- принадлежность к работникам правоохранительных органов, военнослужащим или работникам ВСУ, Национальной гвардии, СБУ и других военных формирований;
- отсутствие (смерть, признание безвестно отсутствующим и т. п.) лиц, на которых возлагается обязанность по заполнению и представлению налоговой декларации от имени налогоплательщика;
- потеря (уничтожение или порча) первичных документов, компьютерного и другого оборудования в результате боевых действий или нахождение их на территориях, на которых ведутся боевые действия, заблокированы или временно оккупированы;
- невозможность использовать или вывезти документы, компьютерное и другое оборудование в результате ведения боевых действий;
- использование или вывоз документов, компьютерного или другого оборудования связаны с риском для жизни или здоровья налогоплательщика;
- возможность утечки информации об объемах и местах хранения горючего или спирта;
- другие обстоятельства непреодолимой силы, подтвержденные документально.
Подача заявления
Заявление об отсутствии возможности выполнить налоговую обязанность необходимо подать до 30 сентября 2022 года включительно. Если подать такое заявление сейчас нет возможности (плательщик находится на временно оккупированной территории, нет связи, утрачена техника и квалифицированная электронная подпись), это можно будет сделать в течение 60 дней после восстановления такой возможности.
Налогоплательщики подают в контролирующий орган заявление и документы в электронной форме путем отправки через Электронный кабинет или предоставления в бумажной форме в контролирующий орган по месту налогового адреса или в любой сервисный центр контролирующего органа. Можно также отправить пакет документов по почте с уведомлением о вручении.
В приложениях к Порядку приведены перечни документов, подтверждающих невозможность налогоплательщика (юридического или физического лица) своевременно выполнить налоговую обязанность, в том числе обязанность налогового агента.
Рассмотрение заявления налогоплательщика
Заявление налогоплательщика рассматривается контролирующим органом в течение 20 календарных дней со дня, следующего за днем его получения, с возможностью продления срока разбирательства.
Контролирующий орган может запросить у заявителя дополнительные документы.
Предварительное решение должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 календарных дней.