Исполнение госбюджета-2022 за восемь месяцев года. Фото: facebook.com/ato.gp.gov.ua
Поступления в бюджет за восемь месяцев 2022 года выше аналогичных поступлений мирного 2021-го на 17%, или 70 млрд грн.
«Это обыкновенное чудо. Это подвиг нашего бизнеса, общества и страны, объединившихся в единой битве с противником ради одной цели – Победы», – так эмоционально прокомментировал эти данные Даниил Гетманцев, глава финансового комитета ВР.
Выполнение госбюджета в августе-2022
По данным Государственной казначейской службы, в августе в общий фонд государственного бюджета поступило 204,6 млрд грн. Также туда поступило 109,7 млрд грн международной помощи (грантов). Таким образом, суммарные поступления за месяц стали рекордными, отметил народный депутат Ярослав Железняк.
Среди платежей, взимание которых контролируют налоговики и таможня, основные поступления были получены за счет:
- НДС с произведенных в Украине товаров – 16,4 млрд грн (собрано 25,9 млрд, возмещено 9,5 млрд грн);
- НДС с импортных товаров – 26,2 млрд грн;
- налога на доходы физических лиц и военного сбора – 12,7 млрд грн;
- акцизного налога – 7,8 млрд грн;
- налога на прибыль предприятий – 17,4 млрд грн;
- рентной платы за пользование недрами – 8,2 млрд грн;
- ввозных и вывозных пошлин – 2,5 млрд грн.
Поступления ЕСВ в Пенсионный фонд и фонды социального страхования составили 37,1 млрд грн.
Поступления от налога на прибыль значительно упали — минус 17 млрд грн. Главные причины этого: тяжелая ситуация в экономике и авансовые переплаты бизнесом этого налога.
Таможня собрала за август 30 млрд грн — это плюс 7 млрд к июлю и рекорд с начала войны. Повлияли на этот результат разблокирование портов, рост обменного курса и инфляция.
Кассовые расходы государственного бюджета были осуществлены в объеме 230,9 млрд грн.
Фактический дефицит государственного бюджета составил 5,4 млрд грн, в том числе общего фонда – 6,4 млрд грн.
Выполнение госбюджета-2022 за первые восемь месяцев года
Доходы госбюджета по общему фонду с начала года составили 938,7 млрд грн, что на 34,1%, или на 238,7 млрд грн, больше чем за аналогичный период прошлого года.
Перевыполнение обеспечено в первую очередь за счет:
- грантовой (безвозвратной) помощи, зачисляемой в доходы бюджета. С начала текущего года такая помощь предоставлена на сумму 269,7 млрд грн, в том числе рекордные 109,7 млрд грн в августе. Помощь поступила преимущественно от США (226,3 млрд грн). В целом гранты составили 28,7% доходов общего фонда госбюджета за указанный период;
- поступлений от налогов и сборов, администрируемых ГНС Украины, превысивших прошлогодние показатели по общему фонду на 70,3 млрд грн, или на 17,1%.
Если доходы выросли на треть, то темп роста расходов был втрое больше. Расходы госбюджета по общему фонду составили 1 360,1 млрд грн, что на 90% больше в годовом измерении. Основная причина роста – резкое увеличение расходов на безопасность и оборону, которые сейчас занимают львиную долю в бюджете.
Дефицит бюджета по общему фонду достиг 418,1 млрд грн, увеличившись за год примерно в 30 раз.
При этом благодаря поступлению значительной грантовой помощи бюджет уже второй месяц подряд балансируется с минимальным дефицитом: 4,8 млрд грн в июле и 6,4 млрд грн в августе.
Фактические государственные заимствования в общий фонд бюджета составили 716,2 млрд грн, или 106,5% запланированных на этот период.
От размещения ОВГЗ привлечено 442,8 млрд грн. При этом за счет выпуска военных ОВГЗ привлечено 412,2 млрд грн, в том числе путем приобретения облигаций Национальным банком – 285,0 млрд грн.
Платежи по погашению государственного долга составили 301,0 млрд грн (99,9% плана), платежи по обслуживанию – 102,0 млрд грн (94,6% плана).
***
«Ситуация с исполнением государственного бюджета остается сложной, но контролируемой», – резюмировал Гетманцев.
Он считает, что главными внутренними не инфляционными резервами являются детенизация, прежде всего наведение порядка с уплатой налогов и платежей на таможне, и увеличение доли рыночного финансирования дефицита бюджета за счет ОВГЗ.
Своевременность и полнота поступления задекларированной помощи партнеров на финансирование бюджета (через гранты и льготные кредиты), в первую очередь макрофинансовой помощи ЕС, будет чрезвычайно значимой в обеспечении фискальной устойчивости до конца этого года.
Финансирование госбюджета с начала войны