Европейская комиссия (ЕК) опубликовала план преобразования энергетической системы Европы – REPowerEU. Она назвала его «своим ответом на трудности и нарушения глобального энергетического рынка, вызванные вторжением России в Украину».
Главных целей у плана две:
- покончить к 2027 году с зависимостью ЕС от российских ископаемых видов топлива, которые используются в качестве экономического и политического оружия и обходятся европейским налогоплательщикам почти в 100 млрд евро в год;
- решить проблему климатического кризиса.
В ЕК признают, что этот план является «по сути политическим». Но это также и трансформация: для блока, который десятилетиями привыкал к дешевым и надежным поставкам из России, полное прекращение импорта из РФ повлечет за собой огромные проблемы с диверсификацией поставщиков, перепроектированием инфраструктуры, смягчением последствий скачков цен, повышением эффективности, продвижением возобновляемых альтернатив. И самое важное – в период трансформации нужно обеспечить бесперебойное электроснабжение домашних хозяйств и предприятий.
Замена российскому газу
Сейчас Россия является основным поставщиком газа в ЕС, на нее приходится 45% от общего объема поставок – 155 млрд кубометров в 2021 году.
Поставки российского газа в ЕС

Брюссель хорошо понимает, что такое огромное количество газа в одночасье не будет заменено экологически чистыми продуктами, поэтому первоочередной задачей является найти новые источники газа.
Сжиженный природный газ (СПГ) представляется наиболее доступным решением этой проблемы. Его использование дает большое преимущество прибрежным государствам, у которых есть терминалы, таким как Испания, Италия и Нидерланды, и они могут относительно легко увеличить свои закупки. ЕС уже бьет рекорды по импорту СПГ, получив в апреле 12,4 млрд кубометров.
Однако СПГ дорог, а его глобальный рынок очень конкурентен. Переход на СПГ также ставит страны, не имеющие выхода к морю, в невыгодное положение, поскольку они вынуждены получать газ по трубопроводам, большинство из которых эксплуатируются Россией.
REPowerEU предполагает, что к концу 2022 года может быть сокращено до двух третей потребление российского газа – около 100 млрд кубометров. Половина из них будет заменена СПГ, еще 10 млрд кубометров будут поступать из нероссийских трубопроводов, в том числе из Норвегии, Азербайджана и Алжира.
Централизация закупок газа в рамках ЕС
Чтобы прорваться через жесткую конкуренцию за СПГ, Брюссель хотел бы, чтобы 27 государств-членов покупали его вместе и использовали свои рычаги влияния как крупнейшего в мире рынка.
Блок уже создал Энергетическую платформу ЕС, добровольную схему для объединения спроса и координации импорта.
Брюссель намерен сделать еще один шаг и создать совместный механизм закупок – коллективное предприятие для переговоров по газовым контрактам от имени государств-членов.
Этот механизм будет добровольным и будет основываться на уроках, извлеченных из закупок вакцин против COVID-19.
Развитие зеленой энергетики
ЕК предлагает ускорить развертывание ветряных и солнечных систем с целью замены более 20 млрд кубометров российского газа.
Но достижение этой цели упирается в «великую стену бюрократии», отмечает Euronews. В среднем на строительство ветряных электростанций уходит девять лет, а на установку солнечных панелей требуется от четырех до пяти лет. Сейчас этот процесс очень сложен и требует многочисленных разрешений, связанных со строительными, энергетическими, экологическими и архитектурными стандартами.
Брюссель просит государства-члены значительно ускорить процесс и установить обязательные максимальные сроки для всех соответствующих этапов. Возобновляемая энергия становится «главным общественным интересом», что оправдывает более быстрое получение разрешений.
Поставки ископаемых видов топлива из РФ в ЕС

Ставятся цели по производству 10 млн тонн возобновляемого водорода внутри ЕС и 10 млн тонн импорта к 2030 году, чтобы заменить природный газ, уголь и нефть в труднодоступных для декарбонизации отраслях промышленности и на транспорте.
План действий по биометану устанавливает инструменты, включая новое промышленное партнерство и финансовые стимулы для увеличения производства этого газа до 35 млрд кубометров к 2030 году.
ЕК также предлагает обновить цель ЕС по возобновляемым источникам энергии на 2030 год с 40% до 45% всей энергии, производимой в блоке, а к 2025 году сделать солнечные панели обязательными во всех новых общественных и коммерческих зданиях и в жилых домах – к 2029 году.
Изменение привычек потребления энергии европейцами
Энергетическая независимость от России потребует большего, чем СПГ и солнечные батареи: великая цель также потребует «поведенческих изменений» в том, как европейцы потребляют энергию, отмечают в ЕК.
Среди предложений: больше пользоваться общественным транспортом, снизить скорость на трассах, выключить отопление и кондиционирование воздуха, работать из дома и выбирать бытовую технику, которая более эффективна.
«Экономия энергии — это самый дешевый, безопасный и чистый способ уменьшить нашу зависимость от импорта ископаемого топлива из России», – говорится в REPowerEU.
Ни одно из этих предложений не является юридически обязывающим. Но, по оценкам Брюсселя, принятие этих мер снизит спрос на электроэнергию и устранит потребность в 13 млрд кубометров российского газа в краткосрочной перспективе.
«Поскольку этим предложениям не хватает законодательной силы, неясно, сколько европейских домохозяйств и компаний, которые имеют дело с заоблачными счетами и стремительно растущей инфляцией, будут готовы внести свой вклад по собственному желанию», – отмечает Euronews.
ЕК заявляет, что «намерена работать с национальными правительствами и местными властями для разработки информационных кампаний, направленных на продвижение энергоэффективных подходов».
Цена энергетический независимости
Преобразования, предусмотренные REPowerEU, имеют высокую цену. По оценкам ЕК, получение независимости от российской энергии потребует инвестиций в размере 210 млрд евро в период с 2022 по 2027 год.
Не менее 110 млрд евро пойдут на развертывание возобновляемых источников энергии и водородных систем, а 10 млрд евро – на диверсификацию поставок СПГ и трубопроводного газа.
Брюссель предложил, чтобы основная часть этих денег поступала из неиспользованных кредитов фонда восстановления после COVID-19. Там их осталось на 225 млрд евро.
Доходы, полученные от Системы торговли выбросами, могут принести еще 20 млрд евро в виде грантов.
Отметим, что оценка затрат, приведенная ЕК, включает выделение 2 млрд евро на модернизацию нефтяной инфраструктуры. Эта сумма может убедить Венгрию снять свое возражение на введение нефтяного эмбарго в рамках шестого пакета санкций против РФ.
***
В заявлении ЕК говорится: «Перед лицом агрессии России ЕС поддержит Украину, Молдову, страны Западных Балкан и Восточного партнерства, а также наших наиболее уязвимых партнеров. Вместе с Украиной мы продолжим совместную работу по обеспечению безопасности поставок и функционирующего энергетического сектора, прокладывая путь для будущей торговли электроэнергией и возобновляемым водородом, а также восстанавливая энергетическую систему в рамках инициативы REPowerUkraine.»
ДОПОЛНЕНИЕ. Руководитель сектора «Энергетика» Офиса эффективного регулирования BRDO Антон Зоркин в интервью сказал:
– Украина неоднократно заявляла о стратегической необходимости повышения энергонезависимости, особенно учитывая чрезмерную энергетическую зависимость от РФ и Беларуси. В долгосрочной перспективе целесообразно внедрение мер по энергоэффективности, а также переход на использование водородных, биоэнергетических технологий, ветроэнергетических и солнечных станций.
Учитывая то, что энергетическая инфраструктура подверглась разрушениям в результате российской агрессии, план восстановления Украины должен предусматривать не только краткосрочные меры, направленные на немедленное возобновление работы инфраструктуры, но и долгосрочные – для переформатирования украинской энергетической системы на новый технологический уровень. План восстановления, который сейчас разрабатывается, также должен предусматривать достижение полной энергетической независимости. Для этого необходимо, в частности, наращивать производство нефтепродуктов и добычу газа, чтобы полностью обеспечивать собственные потребности, а также начать создавать рынок биотоплива.
Для реализации изменений в энергетической отрасли нужно дождаться конца войны. А можно ли что-то делать сейчас?
– Правительство уже сейчас должно приступить к разработке видения дальнейшего развития экономики страны, а значит, потребностей экономики в энергетических ресурсах на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы. Уже сейчас государство должно разрабатывать стратегические подходы к развитию топливной и водородной отрасли, планы реализации «зеленого перехода», развивать проекты энергоэффективности не только для населения, но и для промышленности. Все эти меры требуют значительных средств на реализацию, соответственно, для этого необходимо привлекать значительные инвестиции. Государство должно готовить привлекательные инвестиционные проекты, одновременно и нормативную базу, которая будет способствовать не только стимулированию, но и защите инвестиций. Уже сейчас нужно менять подходы к налогообложению, в частности, налоговые льготы для перспективных отраслей экономики. Кроме того, необходимо завершить имплементацию законодательства ЕС как одно из условий обретения членства в ЕС, к чему стремится Украина.
Поэтому главная задача сегодня, которую должно выполнить государство, не дожидаясь окончания войны, — разработать и принять стратегические и законодательные документы.