Facebook Pixel

Сколько стоит Украине Стамбульская конвенция

Президент Украины планирует в ближайшее время вынести на рассмотрение Верховной Рады проект ратификации международного соглашения по защите женщин от домашнего насилия и насилия в семье – так называемую Стамбульскую конвенцию. Главе государства пришлось снова вернуться к этому вопросу после того, как электронная петиция с призывом ратифицировать Конвенцию набрала более 26 тысяч голосов. Проект подобного закона уже не впервые выносится на рассмотрение Верховной Рады. Предыдущая попытка была в 2016 году, но не встретила благосклонности народных депутатов: законопроект о принятии Конвенции направили на доработку, а в 2019 году и вовсе сняли с рассмотрения. Чуть больше чем через год вопрос снова стоит на повестке дня.

О чем речь

Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием была открыта для подписания 11 мая 2011 года в Стамбуле, Турция. В связи с этим и получила второе неофициальное название Стамбульская конвенция. Документ предусматривает, что государства-подписанты берут на себя ряд обязательств по обеспечению защиты всех девочек, девушек и женщин от любого проявления насилия. По состоянию на сентябрь 2020 года конвенцию ратифицировали 34 государства, еще 11 подписали, но не ратифицировали. Среди таких стран и Украина.

Камнем преткновения стало несколько пунктов Стамбульской конвенции, которые могут привести к существенному изменению гражданского законодательного поля. А именно понятия «гендер» и обязанности вводить в школьное обучение информацию об однополых видах семьи. Дебаты на эту тему ведутся во многих странах. К примеру, в Польше даже после подписания и ратификации Конвенции в июле 2020 года начали процесс выхода из этого соглашения. Против обновленной программы обучения школьников выступил министр юстиции Польши Збигнев Зёбро. Не согласились ратифицировать документ и в Болгарии: Конституционный суд страны признал документ не соответствующим Основному Закону. Парламент Венгрии отказался принимать Конвенцию в связи с «деструктивными гендерными идеологиями». Помимо этих трех стран, не ратифицировали Стамбульскую конвенцию Великобритания, Чехия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Словакия и Украина.

Неужели все из-за насилия?

Конечно, нет. С 2017 года в Украине действует отдельный закон о противодействии домашнему насилию. Согласно этому закону, умышленное систематическое совершение физического, психологического или экономического насилия в отношении супругов или бывших супругов или другого лица, с которым виновный находится (находился) в семейных или близких отношениях, карается лишением свободы до 5 лет (статья 126-1 УК Украины).

Помимо этого, равноправие мужчин и женщин также уже закреплено законодательно. Еще за 15 лет до подписания Конвенции равные возможности для каждого гражданина вне зависимости от пола были зафиксированы в Конституции Украины (статья 24). А в Избирательном кодексе Украины сказано, что при формировании общегосударственного и региональных избирательных списков партия должна обеспечить присутствие в каждой пятерке (местах с первого по пятое, с шестого по десятое и т.д.) каждого избирательного списка не менее двух кандидатов каждого пола (п. 12 ст. 154 и п. 9 ст. 219).

Права и потребности детей, которые стали жертвами насилия, в Украине защищает Служба по делам детей и Попечительский совет, созданные при каждой районной государственной администрации по всей Украине.

Вместе с тем в законе Украины прописан и механизм предоставления помощи жертвам насилия. Но, к сожалению, по факту в стране в достаточной мере нет центров помощи, где пострадавшие могли бы получить анонимную помощь, медобслуживание и поддержку. Но это не вопрос внедрения нового законодательства, а исполнения уже имеющегося.

«Однозначно, существующих законов достаточно для того, чтобы обеспечить права женщин, меньшинств и вообще всех групп, которые подвергаются насилию. К сожалению, эти законы просто не выполняются. Для этого нужна настойчивость и последовательность власти. Еще один новый противоречивый документ, такой как Стамбульская конвенция, только усложнит ситуацию», – говорит управляющий партнер компании «Правовые партнеры» Андрей Доманский.

Помимо идеологической составляющей, проблема для Украины находится в плоскости экономики. Стамбульская конвенция налагает на подписантов дополнительные финансовые обязательства. И если статью 30 Конвенции о выплате из государственного бюджета компенсаций женщинам, пострадавшим от насилия, можно принимать с поправками (эта возможность прописана в самой Конвенции, и именно в таком формате ее ратифицировала Армения), то статья Конвенции о предоставлении убежища ЛГБТ-беженцам из любых других стран не предусматривает двойного прочтения.

Цена беженства для Украины

Возможно, в нашей стране слабо представляют себе, что такое на самом деле поток беженцев, но в Европе с этим явлением уже хорошо знакомы. Только за 9 месяцев 2020 года в поисках лучшей жизни Средиземное море пересекли более 50 тысяч человек из стран Африки и Азии. Большая часть из них достигает берегов Италии, Испании, Мальты или Греции. Эти страны вынуждены ассимилировать новоприбывших из Туниса, Алжира, Афганистана, Бангладеша и других стран.

В Великобритании количество заявок от ЛГБТ-беженцев также возрастает с каждым годом. По данным правительства Объединенного Королевства, с 2015 по 2017 год было выдано 1540 разрешений на проживание беженцам «с ЛГБТ-компонентом». Больше всего заявок на подобный вид беженства подавали жители Пакистана, Уганды и Камеруна.

ЛГБТ становятся все более приоритетным типом беженцев для стран Европы. К примеру, Норвегия уже взяла на себя обязательство принимать в первую очередь ЛГБТ-беженцев: в 2020 году их количество составит 3 тысячи человек.

Напомним, что с 2014 года в Украине существует 1,45 млн собственных беженцев – внутренние переселенцы с временно оккупированных территорий. На помощь им Минсоцполитики за пять лет планировало потратить 16,1 млрд грн. Но этих средств недостаточно, и в дополнение на отдельные проекты привлекаются кредитные средства. Например, на обеспечение программы «Доступное жилье» под 3% кредитования Украина планирует получить 25,5 млн евро от Германии.

При этом, в отличие от беженцев из других стран, украинским переселенцам не нужны дорогостоящие программы ассимиляции. Нет необходимости учить новый язык, понимать чужую культуру, выяснять, как устроиться на работу в незнакомом законодательном поле. Что касается беженцев из стран Азии и Африки, ситуация будет выглядеть по-другому. Для них необходимо будет создавать отдельные временные поселения, проверять состояние здоровья, адаптировать к условиям жизни в Украине, обучать новым профессиям, устраивать на работу и т.д. Все это – за счет госбюджета, а значит, из налогов работающих украинцев.

Содержание лагеря для беженцев – достаточно дорогая статья расходов. Например, в транзитных центрах городов Бамберг и Манхинг (Германия) находится по 1 тысяче человек. Срок пребывания в таких местах на период рассмотрения заявки о предоставлении убежища — от 6 месяцев до полутора лет. Все это время беженцы ограничены в правах, не могут работать, не получают образования и живут на 75-135 евро в месяц в зависимости от страны. Некоторые просто сбегают из лагерей и остаются в стране нелегалами, провоцируя конфликты с местным населением. Таким образом, в год на материальную помощь беженцам одного лагеря будет потрачено от 800 тыс. евро до 1,6 млн евро. Без учета затрат на строительство лагеря, медицинскую помощь, обеспечение водой, электроэнергией и т.д.

Как говорит Валерий Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАНУ, стоимость содержания одного лагеря ЛГБТ-беженцев в Украине может достигать 95-100 млн грн в год. С учетом объема проблемы обеспечение принятия беженцев может обойтись в 150-200 млн грн в год. «В условиях острого дефицита бюджета, нехватки денег Украина просто не может себе позволить играть в такие игры. Правильно было бы отказаться ратифицировать Конвенцию в ее нынешнем виде», — считает Геец.

С ним согласен и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Украине предлагается бездумно согласиться на то, чтобы принять все условия Конвенции, которую отказываются подписывать множество европейских стран. Безусловно, это будет очень опрометчивым поступком, который ударит по кошелькам налогоплательщиков, по суверенитету государства. Поэтому Конвенция в такой редакции, как сейчас, точно должна быть отклонена», — уверен политолог.

Вместе с тем глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко отмечает: «Стамбульская конвенция — достаточно противоречивый документ, по крайней мере, в ее нынешнем виде. Она не только возлагает на государство проблему дополнительных трат, но еще и, по сути, противоречит Конституции Украины и множеству других законов. То есть ее полноценная имплементация потребует серьезного изменения законодательства. Провести это все через Раду без проблем в нынешних условиях будет практически нереально».

Что делать с Конвенцией

Необходимо четко понимать последствия ратификации подобного документа, прежде чем принимать это решение окончательно, говорит Геец. «Были и существуют конкретные причины, по которым Украина неоднократно до сих пор этого не делала. Стоит обратить внимание и на экономическое, и на социальное влияние Конвенции. Готовы ли мы принимать новых беженцев из других стран? Готовы ли мы тратить ресурсы на их ассимиляцию? Понимаем ли в полном масштабе, какие обязательства на себя берем? Сможем ли мы их выполнить? От этого зависит и наша внутренняя устойчивость как страны, и наша международная репутация», — отмечает директор Института экономики и прогнозирования НАНУ.

Поблагодарить 🎉