Коломойский захватил поставки топлива по морю

Фото: unsplash

Импорт дизтоплива через украинские порты в октябре 2019 года вырос на 16% — до 152 тыс. тонн. Это новый рекорд месячных поставок. Причем главным импортером топлива по морю стала подконтрольная олигарху Игорю Коломойскому компания «Укртатнафта».

Подробнее. В балансе рынка дизтоплива морские поставки заняли 22%, сообщила «Консалтинговая группа А-95». Около половины импорта пришлось на Одесский порт – через терминал «Одесснефтепродукт» в прошлом месяце завезли 73 тыс. тонн топлива (почти в два раза больше, чем в сентябре). Далее следуют порт «Южный» (31 тыс. тонн) и Херсон (29 тыс. тонн).

График: «Консалтинговая группа А-95»/enkorr

На первом месте среди морских импортеров оказалась «Укртатнафта» — она завезла через Одессу 45 тыс. тонн дизтоплива. Компания «Альянс Энерго Трейд» получила по морю 30 тыс. тонн топлива, группа Orange Oil – 20 тыс. тонн, «Фирма «Фидея» — 17 тыс. тонн, а WOG – 9 тыс. тонн. В целом импортом через порты в октябре этого года занимались 17 компаний.

За первые десять месяцев импорт дизтоплива через порты в сравнении с январем-октябрем 2018-го подскочил на 24% — до 573 тыс. тонн. Однако в общем балансе рынка изменения пока не настолько значительные – в сравнении с прошлым годом их доля выросла с 9% до 10%.

Контекст. Главной причиной роста морского импорта стало введение пошлин на поставки российского топлива трубопроводом. Из-за этого доля дизтоплива из РФ на украинском рынке упала с 44% до 11-15%. Впрочем, в октябре ситуация изменилась – экспорт из России подскочил вдвое и занял треть рынка в Украине. Произошло это в первую очередь за счет изменения логистики — основными каналами транспортировки российского дизтоплива стали трубопроводный терминал в белорусском Гомеле и железная дорога.

Инициатор введения пошлин — глава комитета Верховной Рады по энергетике Андрей Герус — заявлял, что в случае значительного роста поставок российского топлива по железной дороге или через белорусский терминал Украина может ввести пошлины и на эти каналы импорта.

Такие спецпошлины интересны в первую очередь так называемой группе «Приват» — она контролирует крупнейшие нефтеперевалочные комплексы в Одессе и Черноморске.

Кроме того «Укртатнафта» инициировала изменение налогов на топливо. Больше всего может пострадать рынок автогаза: акциз на него может вырасти в 2,5 раза, а розничная цена – на 5,5 грн за литр. Также цена может подняться на дизтопливо (+80 коп. за литр). В то же время бензин может даже подешеветь на 60 коп. за литр. В комментарии The Page аналитик «А-95» Артем Куюн тогда объяснял интерес «Укртатнафты» тем, что компания сейчас ограничена объемами переработки и пытается таким образом справиться со своим профицитом бензина, снижая привлекательность автогаза.

Читать на The Page