Так называемая группа «Приват» впервые вошла в топ-5 самых больших покупателей дизтоплива из-за рубежа. Подконтрольная олигарху Игорю Коломойскому компания «Укртатнафта» в октябре этого года импортировала 44,5 тыс. тонн дизтоплива через порт «Одесса». Это более чем в семь раз больше сентябрьских объемов.
- Читайте также: Коломойский захватил поставки топлива по морю
Подробнее. Согласно рейтингу отраслевого издания enkorr, первое место среди крупнейших импортеров дизтоплива в Украину удержала компания «БНК-Украина», хотя и сократила поставки на треть – до 76,3 тыс. тонн в сравнении с сентябрем 2019-го.
На второе место вышла компания «Альянс Энерго Трейд», которая за месяц увеличила импорт на 11% — до 55 тыс. тонн (основные каналы поставок – морские порты и железная дорога).
На третьем месте оказалась компания «Гран-При Ойл»: в октябре она утроила импорт по железной дороге от российского «Лукойла» — до 53 тыс. тонн.

Таблица: enkorr
В целом в прошлом месяце Украина импортировала 629 тыс. тонн дизтоплива (+3,5% к сентябрю 2019 года). Основными поставщиками были Россия (226 тыс. тонн), белорусские нефтеперерабатывающие заводы (188 тыс. тонн), литовский Мажейкяйский НПЗ (66 тыс. тонн). По морю украинские компании получили из-за рубежа 152 тыс. тонн дизтоплива – за месяц поставки выросли на 16%. Причем главным импортером стала «Укртатнафта».
Контекст. Летом Кабмин под предлогом борьбы с российским топливом ввел пошлины на его поставки трубопроводом. Из-за этого доля дизтоплива из РФ на украинском рынке упала с 44% до 11-15%. Впрочем, в октябре ситуация изменилась – экспорт из России подскочил вдвое и занял треть рынка в Украине. Произошло это в первую очередь за счет изменения логистики — основными каналами транспортировки российского дизтоплива стали трубопроводный терминал в белорусском Гомеле и железная дорога.
Инициатор введения пошлин — глава комитета Верховной Рады по энергетике Андрей Герус — заявлял, что в случае значительного роста поставок российского топлива по железной дороге или через белорусский терминал Украина может ввести пошлины и на эти каналы импорта.
Такие спецпошлины интересны в первую очередь группе «Приват» — она контролирует крупнейшие нефтеперевалочные комплексы в Одессе и Черноморске.
- Читайте также: Игорь Коломойский подминает под себя топливный рынок Украины
Кроме того «Укртатнафта» инициировала изменение налогов на топливо. Больше всего может пострадать рынок автогаза: акциз на него может вырасти в 2,5 раза, а розничная цена – на 5,5 грн за литр. Также цена может подняться на дизтопливо (+80 коп. за литр). В то же время бензин может даже подешеветь на 60 коп. за литр. В комментарии аналитик «А-95» Артем Куюн тогда объяснял интерес «Укртатнафты» тем, что компания сейчас ограничена объемами переработки и пытается таким образом справиться со своим профицитом бензина, снижая привлекательность автогаза.