Facebook Pixel

Volkswagen против Tesla: сможет ли гигант автопрома победить компанию Илона Маска

Крупнейший европейский автопроизводитель Volkswagen (15 брендов, включая VW, Audi, Skoda и Porsche) намерен к 2030 году полностью отказаться от автомобилей с ДВС и стать первым среди производителей электромобилей, обогнав компанию Илона Маска.

«Альтернативы электромобилям нет», – уже лет пять твердит новый герой всея Volkswagen Group. И ему безропотно верят. Потому что нельзя не верить человеку, перешедшему из BMW в VW за два месяца до «дизельгейта» и буквально спасшему компанию от позора и разорения. Он не просто минимизировал ее финансовые и репутационные потери, но и сумел оптимизировать издержки, договорившись с профсоюзами о крупнейшем в истории бренда сокращении 30 тыс. сотрудников, сэкономив $4,6 млрд. Плюс в ответ на шквал критики со стороны властей Евросоюза и защитников окружающей среды сделал единственно верный ход, пообещав полностью отказаться от автомобилей с ДВС и в кратчайшие сроки масштабировать выпуск электрокаров. Его цель в долгосрочной перспективе – изменить отношение к VW Group.

Ежегодно немцы продают порядка 10 млн автомобилей и за последние тридцать лет лишь дважды сработали в убыток. В свою очередь Tesla за все 17 лет существования реализовала не более 1,5 млн электромобилей и лишь раз получила годовую прибыль. Тем не менее биржевики оценивают VW Group в $100 млрд, а Tesla – в $250 млрд.

«Правила игры изменились, – уверен герр Дисс. – Высокая стоимость Tesla обусловлена не ее прибыльностью. Инвесторы оценивают нас как автомобильную компанию, а Tesla – как технологическую».

В ноябре 2019 года уже в качестве генерального директора Volkswagen Group герр Дисс объявил о новом плане развития мультибрендового концерна на ближайшее десятилетие. Чтобы выпустить 75 электрических и 60 гибридных моделей, в следующие четыре года немцы потратят на их создание 33 млрд евро и 27 млрд евро соответственно.

«Если Tesla – это Apple в области производства электромобилей, то Volkswagen ручается, что может стать Samsung», – озаглавил материал по итогам того выступления Bloomberg.

И вот на днях Volkswagen Group скорректировал свою программу, которую в двух словах можно описать как «опередить Tesla». И темпы продаж народных электромобилей говорят о том, что Герберт Дисс знает, что делает. Если в том же 2019-м входящие в группу бренды реализовали почти 77 тысяч электромобилей (столько же, сколько Tesla за первый квартал), то в коронавирусном году – 231 тыс. против 480 тыс. План на 2021-й – 1 миллион «электричек». То есть немцы могли бы «догнать и перегнать» детище Илона Маска уже в этом году, если бы не открывающаяся в июне гигафабрика Маска под Берлином, которая рассчитана на ежегодный выпуск 500 тысяч электромобилей.

«Он идет на риск, который мы не могли бы себе позволить, – прокомментировал герр Дисс строительство гигафабрики. – По-моему, из нас вышла хорошая пара, потому что он вырывается вперед, а мы быстро следуем за ним, стараясь не отставать».

Стать первыми на рынке автомобилей на батарейках немцы планируют в 2025 году, когда доля группы на европейском рынке электромобилей составит более 60%. За счет чего?

Во-первых, они окончательно решат главную проблему наращивания производства «электричек» — дефицит тяговых батарей. Так, в конце февраля прошлого года по этой причине Audi пришлось остановить производство кроссовера e-tron. К 2030 году самый мультибрендовый автоконцерн мира совместно со шведским стартапом Northvolt AB запустит шесть заводов по выпуску и как минимум один — по переработке батарей. Тем самым он закроет потребности всех 12 входящих в группу производителей, которые к концу десятилетия должны собирать 26 млн «электричек».

Во-вторых, Volkswagen стандартизирует все имеющиеся и разрабатываемые технологии для всех тех брендов, которые будут выпускать электрокары. Первые электромобили – e-Golf и e-Up – значительно проигрывали «теслам» по всем основным характеристикам, начиная от скорости зарядки и заканчивая запасом хода, поскольку были конвертацией обычных автомобилей с ДВС. Теперь же все бренды изначально будут строить электромобили на специально созданных для этих целей модульных платформах и пользоваться стандартизированными аккумуляторными батареями и зарядными устройствами.

В-третьих, немцы компенсируют отставание от калифорнийских электрокаров в программном обеспечении. Это реакция на масштабные проблемы с софтом у модели ID.3, из-за которых ее производство было отложено на четыре месяца. А ведь герр Дисс так гордился первым полноценным электрокаром марки, объявляя на презентации «тройки» что она переместит электрическую мобильность из ниши в мейнстрим и в будущем будет иметь такое же стратегическое значение для концерна, как Beetle и Golf в прошлом.

Для решения проблем с ПО немцы инвестируют около $8 млрд в разработку программного обеспечения для электрических и полуавтономных автомобилей, а также мультимедийных систем в Германии, США и Китае. В частности, в течение ближайших трех лет увеличат штат айтишников с нынешних 2,5 тыс. до 10 тыс. человек, что сделает Volkswagen второй по размеру IT-компанией в Европе после SAP.

«В будущем огромная роль окажется у программного обеспечения и прямого контакта с клиентами, – уверен герр Дисс. – И автомобили станут еще одним интернет-устройством».

Главный идеолог концерна уверен, что в самом ближайшем будущем место извечных конкурентов компании — Toyota и Renault-Nissan — займут инновационные лидеры из Силиконовой долины вроде Tesla, Apple и других компаний. Под последними имеются в виду Waymo и Uber, которые не стеснены в средствах и разрабатывают автономные «электрички», которые могут существенно изменить отрасль.

Любой стартапер знает: стоит на презентации своего продукта объявить о выпуске «убийцы Tesla» или произнести «Прощай, iPhone», как СМИ тут же подхватят колоритную фразу, а шортисты ринутся скупать акции. Но одно дело — молодые безродные айтишники и другое – глава одного из крупнейших автомобильных концернов. После того как Герберт Дисс объявил о своих наполеоновских планах и выбрал в качестве мишени Tesla, котировки VW Group тут же взлетели на 34%.

Последний раз Volkswagen так стремительно дорожал на бирже в 2008 году. Тогда американским брокерам стало известно о том, что Porsche Automobil Holding, один из крупнейших акционеров, втихую скупает акции. Благодаря рекордному шорт-сквизу Volkswagen тут же стал самой дорогой компанией в мире и не только предотвратил поглощение, но и в свою очередь выкупил холдинг, в результате чего и появилась VW Group.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉