Фото: Jaguar Land Rover
И самих англичан, и их бренды троллят за консерватизм, часто путая приверженность традициям с технической отсталостью. И забывая, что именно в Великобритании базируется львиная доля гоночных команд и инжиниринговых бюро, а значит и рождаются самые передовые технологии. Так что английская приверженность традициям выражается не только в преемственности дизайна, но и в привычке делать все на высшем инженерном уровне – инновационно и качественно.
Как-то парламентарии, испокон веков заседающие в Вестминстер-холле, пожаловались на сыплющуюся сверху труху. Ибо сводчатый потолок из гигантских стропил, созданный в 1393 году, так ни разу капитально и не ремонтировали. Реставраторы разводили руками – чтобы переложить крышу площадью 1547 м², понадобится целый лес минимум 500-летних дубов. Да где их сейчас сыскать?
Благо, что есть Парламентская библиотека, ведущая учет державных дел со времен правления Англии викингами. С трудом отыскали полуистлевший телячий пергамент с данными поставщиков, раскопали генеалогическое древо лесозаготовителей и позвонили наследникам. И глава семьи отрапортовал, будто ждал этого звонка со своего рождения: 500-летняя дубрава в порядке, размеры есть, стропила подготовим за 3-4 месяца. Понимая, что рано или поздно Вестминстер-холлу понадобится капремонт, лесозаготовители на вырученные деньги купили землю и высадили саженцы именно этого вида. И строго-настрого приказали потомкам ожидать, когда за ними обратятся из Вестминстера. Подобная предусмотрительность, планирование «на века», щепетильное отношение к документам – и есть приверженность традициям. Как и уверенность в том, что Вестминстер будет стоять, парламентарии – заседать в нем, а Лондон – править.
Сводчатый потолок парламентского зала Вестминстерского дворца. Фото: Jaguar Land Rover
Похожим образом британцы создают автомобили. Если не на столетия, то на поколения. Продумывают до мелочей и безжалостно испытывают огнем и мечом. Благо, гиблых мест для тестов новейших технологий в «Империи, над которой никогда не заходит солнце» всегда хватало. В итоге 2/3 всех Land Rover, выпуск которых начался еще в 1948 году, до сих пор на ходу. В глубинке их передают по наследству – как охотничьи ружья, фамильное серебро и семейные заветы.
Загранпаспорт путешественника. Фото: Land Rover
Заветы и завещания
Первый LR рождался в трудные времена. В послевоенной Великобритании не хватало всего – стали, никеля, покрышек, масел, даже приличного бензина. Фунт стерлингов ослаб настолько, что возобновить выпуск гражданских авто разрешалось при условии их ориентированности на экспорт. Поэтому с самого начала внедорожник строили на все случаи жизни: для австралийских фермеров и кенийских егерей, индийских полисменов и южноафриканских исследователей. Объединяло все эти профессии одно – тяжелейшие условия эксплуатации автомобилей при полном отсутствии дорог и сервиса.
Именно поэтому впервые в истории кузов внедорожника выполнили из …алюминия. Он и легче стали, и жестче на кручение, и не ржавеет, а значит не боится царапин и бродов. Да и стоил как никогда дешево – авиазаводы, перестав выпускать истребители и бомбардировщики, избавлялись от складских запасов «крылатого металла» по цене …стали. По той же причине алюминиевым стал первый Jaguar – родстер XK-120. Похожая история и с цветовой гаммой: изначально Landy был исключительно пыльно-зеленым – неизрасходованной эмали «хаки», изначально предназначавшейся для фюзеляжей военной авиации, на складах было битком.
Великие географические приключения
Отпраздновав в 1965 году выпуск полумиллионного внедорожника, маркетологи провели опрос и выяснили: каждый третий полноприводник мира несет марку Land Rover. И что 2/3 из них эксплуатируют не фермеры и военные, на которых делалась изначальная ставка. Landy вселял в людей такое чувство уверенности в своих силах, что они не боялись уже отъезжать на большие расстояния от очагов цивилизации. Благодаря их всепролазности и надежности заново открыли Зеленый и Черный континенты, ставшие настоящими туристическими клондайками.
Благодаря тому же маркетинговому исследованию появился и ультраинновационный Range Rover, соединивший, казалось бы, взаимоисключающие качества. Проходимость и неприхотливость Landy – с передовыми технологиями, удобством и ходовыми качествами седанов класса Jaguar XJ. Именно с «рейнджа» началась эра легковых автомобилей с постоянным полным приводом.
После объединения с Jaguar модели Land Rover обрели спортивные характеристики и гоночные инновации. Фото: Land Rover
Окрыляющий металл
Попадание в целевую аудиторию было стопроцентным – народ богател, ему хотелось комфорта, путешествий и приключений. Range Rover превратил звучащий как приговор термин «оффроад» в синоним туризма и активного отдыха, а «внедорожник» – в символ престижа и стиля жизни. И даже произведение искусства: в 1971 году модель Range Rover экспонировалась в Лувре как «выдающийся образец современного дизайна». До сих пор никакой другой автомобиль не выставляли в музее музеев. А вот инновации на «рейнджах» появлялись с завидным постоянством. Например, британцы довели алюминиевую концепцию до совершенства – теперь из крылатого металла делают вообще весь кузов и множество элементов мотора, трансмиссии и подвески.
Более чем 60-летние исследования «крылатого металла» сделали компанию Jaguar Land Rover лидером в области его обработки. Британцы создали свой уникальный сплав, решили проблему соединения алюминиевых и стальных деталей и построили самый большой в мире пресс для штамповки деталей из этого металла.
Похоже, благодаря Defender в Великобритании не осталось нехоженных троп. Фото: Land Rover
Отдельная тема для гордости – электронные системы, увеличивающие безопасность, облегчающие управление и повышающие комфорт. Например, сегодняшние технологии «прозрачных» капота и кормы ClearSight Ground View и ClearSight Rear View. Они показывают картинку непосредственно перед Defender и позади него, позволяя маневрировать с ювелирной точностью как в тесной парковке, так и при форсировании горной реки.
Вершина мультимедийной мысли – система Pivi Pro, с потоковой передачей данных, интуитивностью и молниеносностью отклика – не уступает смартфонам и обучена обновлять софт «по воздуху».
Экран уникальной по своему функционалу мультимедийной системы Pivi Pro. Фото: Land Rover
Современная технология управления трансмиссией Terrain Response также не имеет аналогов по эффективности. Водителю достаточно выбрать нужный тип бездорожья (камни, песок, трава, гравий, снег, грязь и колеи) и задать направление – все остальное сделает электроника.
Приверженность традициям выражается не только в преемственности дизайна. Фото: Jaguar
Революция вместо эволюции
Если у Land Rover прогресс идет экзистенциальным путем, то у Jaguar все было с точностью до наоборот. Идеально по этому поводу выразился самый большой поклонник Jaguar E-Type Энцо Феррари: «Гонки улучшают породу автомобиля». Так, первый послевоенный «джаг» – ХК120 – стал первым серийным автомобилем мира с двигателем с двумя распредвалами. Мотор настолько опередил свое время, что с малыми изменениями выпускался почти 40 лет.
В 1950 году приватный 120-й долгое время держался в группе лидеров марафона 24 heures du Mans. И Уильям Лайонс, тогдашний глава фирмы, называвшейся уже Jaguar Cars Limited, рассудил: если серийная модель сражается с гоночными болидами, то ее competition-версия обязательно победит. И год спустя XK120C выиграл «Ле Ман» с первой попытки. Ноу-хау стала выдающаяся аэродинамика и жесткость кузова – 120C получил и дисковые тормоза, незамедлительно перекочевавшие на серийную продукцию фирмы. Так компания использовала гонки для испытаний своих новинок.
Легендарный Jaguar XK120C, открывший эру гоночных побед марки. Фото: Jaguar
В Jaguar и сегодня считают, что инновации не должны существовать только ради инноваций. Все они создаются для того, чтобы управление автомобилем стало еще более интуитивным и уникальным. Ведь Jaguar — это практически живое существо. Отдельным достижением является разработка первого премиального электрического кроссовера I-PACE, представленного пару лет назад. Сейчас же компания Jaguar Land Rover объявила о новой стратегии, когда все новые «ягуары» будут исключительно электрическими. Помимо экологии, это также экономия топлива – так как в этом случае оно и вовсе не требуется.
Первый электрокар Jaguar — двухмоторный I-Pace. Фото: Владислав Сирук
А после объединения Jaguar и Land Rover спортивные характеристики и гоночные инновации обрели и внедорожники из Солихалла. Так, при создании гибридной системы на основе двигателя Ingenium запатентовали более 40 изобретений.
Jaguar Land Rover – один из немногих производителей, использующих технологии виртуальной реальности для работы над дизайном и компонентами до постройки первых прототипов. Ближайшее будущее компании – методы интеллектуального самообучения, интегрирующиеся со смартфоном водителя и изучающими его привычки и предпочтения. Это позволит обеспечить несравнимый комфорт в салоне и по-настоящему персонализированное управление автомобилем.
Land Rover Defender, оставшись непривзойдённым вседрожником, сегодня задает и стандарты ездового комфорта. Фото: Land Rover
Да, прогресс не остановить. Jaguar, всю жизнь строивший спорткары, теперь создает электрические кроссоверы. А возведший проходимость в абсолют Defender параллельно задает стандарты ездового комфорта. Единственное, что осталось неизменным – надежность и качество. Привычка делать все на высшем инженерном уровне, продумывая самые незначительные детали – в генах Jaguar Land Rover. Как и приверженность традициям – в ДНК самих британцев.
Автомобили, по которым можно изучать современную историю Великобритании. Фото: Jaguar Land Rover