Четвёртое обновление принесло модели лишь новую внешность, не затронув «железа». Но в наше время, когда паркетники теряют даже подключаемый полный привод, наличие «олдскульной» трансмиссии с понижающим рядом – главный козырь.
Я смотрю на обновлённый ASX анфас – и не узнаю его. Тихоня, начисто лишённый амбиций, в одночасье превратился в одного из самых мейнстримных кроссоверов. Последний раз такое со мной и Mitsubishi случилось в январе 2007 года, когда японцы выкатили Lancer Х. Тогда тёр глаза весь детройтский автосалон: скромный семейный седанчик, вслед которому предыдущие 30 лет не оборачивались даже владельцы этих авто, вдруг спровоцировал коллективный вывих шейных позвонков. И наши молодые отцы семейств, копившие на «ланосы», бросились кредитоваться на этот почти Evolution. Сочетание яркой внешности (спасибо корпоративной стилистике Jet Fighter) и традиционно демократичной цены моментально превратили «икс» в N1 на рынке Украине. И уже через год он стоял в каждом киевском дворе.
Цены на Mitsubishi ASX 2.0 CVT 4WD и его конкурентов в тыс. грн
Подкосил его продажи не кризис 2008-2009 гг., а всепоглощающая мода на кроссоверы, которую самый полноприводный из брендов откровенно проспал. Запоздалая реакция на Nissan Qashqai и Toyota RAV4 появилась в наших краях только в 2010 году. Причём выглядел самый первый ASX столь же беззубо и невыразительно, как и «лансеры» до рождества иксова.
Нынешний рестайлинг, уже четвёртый по счету, говорит, что второе поколение ASX может появиться не раньше 3-4 лет. Хотя, возможно, и не появится – ситуация у Mitsubishi полярна той, которая была 10 лет назад.
Хуже другое: ездил кроссвоер, несмотря на использование «аутлендеровской» тележки (на ряде рынков ASX продаётся как Outlander Sport), так же средненько. Настолько, что за воспоминаниями пришлось лезть в архивы – из памяти характер паркетника стёрся напрочь. В 2010-м я писал, что «управляемость скучна, «рулежка» довольно ватная и малоинформативная, без достаточной обратной связи. Бесступенчатый вариатор прогнозируемо ленив: чтобы соответствовать потоку, его то и дело нужно подгонять». Но с тех пор немало воды утекло. С одной стороны, японцы с завидной регулярностью (в 2013, 2015 и 2017 гг.) проводили апгрейд модели, с другой – казалось, что с появлением куда более трендового Eclipse Cross, созданного на базе ASX, дни последнего сочтены. Ведь шансов избежать внутреннего каннибализма между двумя моделями, различающимися, по сути, только пластикой, у «бриллиантов» не было. По крайней мере, на все мои вопросы на ездовой презентации EC (она прошла прямо на территории сборочного завода в Окадзаки) японцы старательно улыбались и говорили общими фразами об усилении линейки компакт-кроссоверов. Тем не менее ветеран остался в строю и наконец-то обрёл собственный облик и мужественную осанку. Помимо дежурной смены оптики (теперь светодиодные даже «противотуманки») и радиаторной решётки, он получил более высокую линию капота, новые бампера и крылья, 18-дюймовые легкосплавные диски, рейлинги и цвет Red Diamond, который выглядит не менее драматичней «маздовского» Soul Red.
Как любой самурай, ASX прошёл длинный путь внутреннего самокопания и работы над собой. Самая первая итерация запомнилась поперечной раскачкой и замыканием подвески на волнах продавленного асфальта. Японцы последовательно переработали всю ходовую, заменив амортизаторы и стабилизаторы, плюс перекалибровали электроусилитель руля и систему курсовой устойчивости.
И вот прошло 10 лет, и мы снова встретились. Один из нас набрал 20 кг, другой – столько же скинул и выглядит как никогда уверенно и спортивно. Но под ювелирной работой пластических хирургов — всё та же начинка, за которую в наши времена не стыдно разве что начинающим китайским брендам. Салон выглядел посредственным уже в момент своего рождения, сегодня же он – настоящая капсула времени, разве что CD-проигрывателя нет. Не спасает ситуацию ни новые материалы отделки, ни 8-дюймовый тачскрин мультимедийного комплекса Mitsubishi Connect 2. Да, теперь он поддерживает сервисы Apple CarPlay и Android Auto, но обещанного приложения, собирающего воедино информацию об автомобиле, пока нет… Кроме того, в солнечную погоду экран отчаянно бликует, и для тех, кто привык полагаться на камеру заднего вида, это будет настоящей нервотрёпкой. А ведь антибликовые покрытия давно придуманы, причём в той же Японии.
Антидепрессант
С другой стороны, компоновочные решения отработаны, качество сборки отменное, эргономические огрехи исправлены: всё на своих местах, приборная панель читается влёт. Если к Eclipse Cross нужно было «присидеться», то в нашем случае ни к чему привыкать не нужно — сел и поехал. Хоть на Говерлу, хоть на Арабатскую стрелку. Максимум – обернуть в дороге руль пузырчатой упаковочной плёнкой Bubble wrap, ибо резкие обгоны вариатор откровенно недолюбливает, а при кик-дауне наполняет салон предсмертным воем перфоратора.
Странно и то, что сзади ехать на дальние дистанции будет сложно – и дело не столько в тесноте, сколько в излишне вертикальной спинке. А ведь ASX построен на базе «аутлендера», у них одинаковая колёсная база. А вот чемоданам грех жаловаться на неудобства: полезный объём багажника – 406 литров «под полкой». И это при наличии «докатки» и 60-литрового бензобака. Да-да, дизельных моторов у ASX больше не будет. Так что для «дальнобоя» есть смысл разложить одно из задних сидений, превратив его в спальное место. Ибо плавность хода – вообще одна из главных добродетелей модели. В меру упругая и энергоемкая ходовая отменно сглатывает мелкие и средние неровности. Отдельное спасибо украинскому импортёру за толковый Nokian Hakkapeliitta R3 SUV 225/55R18 вместо скользкой штатной резины.
Уровень шума не соответствует современным ожиданиям. И дело не только в вариаторе, который при кик-дауне наполняет салон перфораторным воем. Дело и в сравнительно высоком кузове, и в «маске», ставшей более плоской, и в «лопухах» зеркал заднего вида.
А вот в плане остального «железа» новостей нет. И 2-литровый 150-сильный атмосферник 4В11 MIVEC, и вариатор INVECS-III (суть CVT 8 jn Jatco) с «растянутыми» передаточными числами знакомы нам по тому самому «лансеру». Да, у трансмиссии новая прошивка, призванная меньше подвешивать мотор на высоких оборотах. Но инерционная задержка при разгоне «в пол» всё равно портит всё удовольствие. Поэтому идеальный для кроссовера и вашего слуха режим езды – плавно-размеренный променад на круиз-контроле, то есть с минимумом резких обгонов и перестроений. Ибо избавиться от воя вариатора не помогают ни ручной режим переключения квазипередач, ни подрулевые лепестки, за которые не было бы стыдно и BMW. Зато ими оказалось очень удобно осаживать кроссовер во время обгона полчищ «камазов», еле ползущих в направлении столицы с херсонскими ягодами.
Впрочем, самый лучший круиз-контроль – цифры на стеллах АЗС «Окко» и WOG. Пересаживаясь на ASX с не менее 2-литрового и полнополуприводного BMW M235i, я постоянно ощущал дефицит динамики и наездил в Киеве 15л/100 км плюс штраф за превышение скорости, который система фиксации повесила на ни о чем не подозревающего главу Mitsubishi Motors Ukraine Нишино Кейсуке. И, к слову, это только на бумаге процесс открепления штрафа от компании – вопрос пары минут. Одним словом, педалировать в городе нужно плавней, иначе заправляться придётся каждый день. Но и на трассе меньше 10 литров расход опустить не удалось – то ли из-за кондиционера, то ли из-за траффика.