
Инструкция для туриста. Фото: Pixabay
Рейс PQ 6972 компании SkyUp Занзибар – Киев не вылетел 13 февраля 2021 года. В ожидании рейса 180 украинских туристов вначале спали просто на траве. Позже некоторых поселили в отель в опасном районе Занзибар Сити рядом с местным клубом и борделем. Украинцы трое суток ожидали отправки в Киев и, наконец, 16 февраля 2021 года вернулись в страну.
Редакция надеется, что подобных инцидентов будет все меньше, пока они не исчезнут вовсе. А пока предлагает потенциальным пассажирам авиакомпаний инструкцию: что делать в том случае, если рейс вдруг слишком задержат.
Когда можно требовать компенсацию
Отменить или перенести рейс могут из-за множества причин. Среди них: неблагоприятные для полета метеоусловия, технические проблемы, чрезвычайные ситуации в воздухе и т. д. «Поднять бунт» можно в том случае, если авиаперевозчик не предоставляет место на рейс, бронь которого уже подтвердили пассажиру, не выполняет или аннулирует рейс, не делает остановку в ранее обозначенном месте. Если из-за задержки рейса пассажир не успевает на следующий рейс, ему на электронную почту, которую он указал при бронировании, должен прийти новый билет.
Из-за отмены или значительного переноса чартерного рейса тоже можно просить компенсацию. Некоторые чартерные компании не имеют полнофункционального отдела по работе с претензиями, поэтому вопрос, скорее всего, придется решать с помощью туроператора.
Все это регулируется положениями ст. ст. 103, 105 Воздушного кодекса и гл. 1, 3 разд. XVI Правил № 735.
На что имеет право пассажир, которому отменили или задержали рейс
Важным условием для компенсации является присутствие пассажира в аэропорту для прохождения регистрации в то время, которое устанавливает авиаперевозчик, и не позднее, чем за 45 минут до указанного в билете вылета.
Итак, потребовать возврат стоимости билета можно, если:
- рейс задержали более чем на 5 часов, и пассажир не собирается лететь этим рейсом далее;
- рейс отменили менее чем за 14 дней до вылета, и альтернативный рейс не подходит для дальнейшего путешествия;
- если авиаперевозчик отказал в перевозке, и пассажир не хочет лететь альтернативным рейсом.
В странах ЕС это регулируется Регламентом ЕС №261.
Компенсация полагается, если:
- рейс задержали минимум на 3 часа;
- рейс отменили менее чем за 14 дней до вылета;
- пассажиру отказали в перевозке из-за сверхбронирования (овербукинга);
- если причина задержки или отмены рейса контролируется авиакомпанией.
Пассажир может рассчитывать на полное или частичное возмещение стоимости билета. В некоторых случаях ему могут предоставить билет до аэропорта, из которого он начинал путешествие, или предложить альтернативную перевозку до нужного ему пункта.
Для получения компенсации необходимо письменно обратиться в авиакомпанию. Важно: делать это должен именно пассажир. К претензии нужно приложить билет, чеки, квитанцию об оплате сверхнормативного багажа, справки о задержках и другие документы, которые могут ускорить рассмотрение претензии.
Какой будет компенсация
Если пассажира не устраивает новый рейс, ему нужно обратиться в Центр поддержки клиентов выбранной авиакомпании или к туроператору, если речь идет о чартерном рейсе. Пассажир может потребовать возврат стоимости неиспользованного билета (его неиспользованной части) в случае отказа от продолжения полета.
Если пассажир продолжает путешествие, то он может рассчитывать на получение питания, напитков.
Все это можно получить, если рейс задерживается на:
- 2 часа или более при дальности 1500 км;
- 3 часа или более при дальности от 1500 км до 3500 км;
- 4 часа и более при дальности рейса свыше 3500 км.
Если рейс отменили или перенесли на более чем 6 часов, пассажиров должны разместить в отеле, обеспечить едой и напитками.
Если пассажиру понизили класс обслуживания, авиакомпания должна возместить разницу между тарифами, но она не снизит норму бесплатного провоза багажа.
Пассажир может рассчитывать на финансовую компенсацию, размер которой зависит от авиакомпании. Например, в МАУ можно получить компенсацию, которая эквивалентна:
- 250 евро — для рейсов дальностью до 1500 км;
- 400 евро — для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км;
- 600 евро — для рейсов дальностью свыше 3500 км.
Размер финансовой компенсации может быть уменьшен на 50%, если пассажиру предлагается замена маршрута следования до пункта назначения альтернативным рейсом, время прибытия которого не превышает запланированное:
- на 2 часа — для рейсов дальностью до 1500 км;
- на 3 часа — для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км;
- на 4 часа — для рейсов дальностью свыше 3500 км.
Какие документы регулируют возможность получения компенсации
Основной документ, о котором нужно помнить, – это Монреальская конвенция. Она регламентирует права пассажиров, которые пользуются услугами национальных перевозчиков. При вылете из Украины получение компенсации также регулируется регламентом ЕС 261/2004 и «Повітряним кодексом України».
Еще можно апеллировать к документу «Про затвердження Правил повітряних перевезень пасажирів і багажу» и правилам украинских авиакомпаний, которые включают основные положения Монреальской конвенции.
Когда могут отказать в компенсации
Финансовую компенсацию не выплатят, если пассажира проинформировали об отмене рейса за две и более недель; пассажиру предложили альтернативный рейс; пассажир путешествует с бесплатным билетом.
Кроме того, Европейский суд по делу CJEU C-257/14 Van der Lans постановил, что техническая поломка самолета не является форс-мажором, если не был обнаружен производственный дефект.
В любом случае пассажира должны проинформировать об изменениях в расписании. А пассажир со своей стороны должен заняться защитой своих прав, если их нарушили.