Facebook Pixel

Социально-политические тренды в Украине, спровоцированные войной – исследование

В течение шести месяцев полномасштабной войны России против Украины исследовательская компания Gradus Research совместно с Центром экономического восстановления и при поддержке Европейского союза проводили мониторинг миграции и социально-политических настроений украинцев.

Назовем основные трендов, которые можно выделить, анализируя общую динамику изменений в обществе на протяжении всего цикла исследования.

С начала войны миграционные настроения населения стабилизировались

Около 60% респондентов оставались в своих домах, несмотря на войну. Остальные вынуждены были выехать в начале боевых действий, однако половина из них уже вернулась домой. Респонденты рассматривают опцию эвакуации как критический и тяжелый шаг, который будут готовы делать в крайнем случае. На сегодняшний день большинство опрошенных, живущих дома, не готовы уезжать.

Безопасность является как основным драйвером, так и барьером возвращения в Украину

Также среди ключевых драйверов – наличие собственного жилья и оплачиваемой работы в Украине. Вес фактора наличия собственного жилья растет в течение последних волн исследования. Барьерами становятся, помимо опасности, отсутствие оплачиваемой работы и устойчивого дохода.

Ощущение безопасности продолжает находиться на критически низком уровне

Ракетные обстрелы критической инфраструктуры могут привести к задержке возвращения украинцев в свои дома, однако вряд ли станут толчком к новому масштабному миграционному кризису. Ведь готовность терпеть сложные времена, однако находиться дома, преобладает.

Помощь от государства гораздо чаще получали в группе респондентов, переехавших в пределах Украины

Преобладающие части респондентов во всех группах миграционного статуса считают помощь достаточной. «Мы наблюдаем медленную, но положительную динамику в вопросе трудоустройства: те, кто потерял работу из-за войны или временно не выполнял свои рабочие обязанности, сейчас постепенно возобновляют профессиональную деятельность. Активный рабочий статус украинцев становится еще одним фактором поддержки экономики государства», – считает Андрей Длигач, соучредитель Центра экономического восстановления и руководитель Advanter Group.

По состоянию на конец октября большинство респондентов имели опыт отключения света

Большинство респондентов (65%) не собирались менять место жительства в случае блэкаута, 14% намеревались ехать в другие области Украины или заграницу, 20% – не определились. Таким образом, суммарно 34% респондентов могут составлять потенциальную следующую миграционную волну, которая осядет в западных областях Украины и за границей.

Подавляющее большинство украинцев не идентифицирует никакие новости, как фейковые

В качестве фейков пророссийски настроенные респонденты называют новости украинских СМИ, подвергая их сомнению.

Ход событий и тон коммуникации оказывают решающее влияние на миграционные настроения и решения украинцев

На протяжении всего исследования на миграционные настроения оказывали значительное влияние текущие события и их значение для Украины. Так, контрнаступление под Харьковом в конце августа – начале сентября оказало ощутимое положительное влияние на значительную долю респондентов, принявшую решение вернуться домой. Сейчас же новости о разрушении объектов критической инфраструктуры имеют обратный эффект, заставляя респондентов рассматривать опцию переезда в другой регион или за границу.

Главными ценностями для украинцев остаются жизнь, свободы и права человека и взаимная помощь

Именно эти ценности максимально проявились во время войны и приобрели жизненное значение. «В целом общество демонстрирует консолидацию и волю к победе и высокую поддержку действий власти во всех областях, кроме помощи гражданам, потерявшим имущество или доход. Вера в победу, в способность в дальнейшем построить сильную экономику и в то, что Украина станет членом ЕС в перспективе к 2030 году, являются постоянными показателями с начала мая», – отметила Евгения Близнюк, основатель и директор Gradus Research.

Справка. Опросы были проведены методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении. Онлайн-панель Gradus отображает структуру населения городов с количеством жителей более 50 тысяч в возрасте 18–60 лет. Период проведения исследования: 1 волна – 20–22 мая (2083 респондента), 12 волна – 21–24 октября (2000).

Интервью с Евгенией Близнюк о возвращении людей в Украину (видео)

Поблагодарить 🎉