Facebook Pixel

Грифон для ВСУ: как Украина планирует менять боевую авиацию

Воздушные силы Украины назвали шведский многоцелевой самолет поколения 4++ JAS-39 «Грипен» от SAAB оптимальным для замены нашего парка постсоветских машин.

Советское наследие

Напомним, что Украина эксплуатирует перехватчики Миг-29 и Су-27, бомбардировщики и разведчики Су-24, штурмовики Су-25 — всего 120-130 единиц на крыле. Моложе 1991 года борта в войсках нет. И мы можем вливать немалые средства в модернизацию и подписывать меморандумы с Израилем, но в ближайшие несколько лет вопрос замены станет ребром.

Потому что, как не приписывай буковки МУ-1\МУ-2, не оснащай совместно с Израилем перехватчики новыми РЛС и не модернизируй Миг-29 для работы по земле, а 30 лет — это внушительный срок. Циклы взлет-посадка и даже хранение убивают металл, который явно не рассчитывался на второе поколение жизни, эксплуатации.

Фото: командование ВВС Украины

Фото: командование ВВС Украины

Да и в принципе надо спешить.

МО Польши начало исследования по замене советских самолетов в 1999 году, а первые F-16 block 52 оказались в стране в 2006-м.

Румыния приняла решение на закупку F-16 весной 2010-го, а F-16 block 15 из наличия ВВС Португалии были переданы осенью 2016 года.

Любые оружейные контракты — процесс не быстрый, а мощности SAAB еще частично загружены контрактами для Бразилии и внутреннего рынка. Так что, если это не законсервированные машины, снятые с вооружения армии Швеции, то переговоры пора было начинать уже вчера.

Деньги, деньги и еще раз деньги

Методику расчета, правда, подробно не приводили, но по выкладкам командующего Воздушных сил Украины Дроздова потребность войск в бортах JAS-39 составит 96 машин. Цена покупки состоянием на 2021 год — $6,9 млрд. Что само по себе достаточно немалая сумма — бюджет на закупку и ремонт техники у Украины в 2021 году — 780 млн, в 2020 году — около $820 млн.

Если всерьез планировать в ближайшие 10 лет потратить $1 млрд на турецкие корветы «Ада», а еще, как фокусник кролика из шляпы, доставать по $690 млн в год на авиацию, то так и подмывает поинтересоваться — «А откуда, собственно говоря, деньги?»

Тем более что нужно изыскать живые средства — не факт, что это будут кредиты французских банков, как в случае с вертолетами или помощью по линии Пентагона. Ибо значительная часть суммы «на закупку и ремонт» в наших реалиях (техника 1980-х годов прошлого века) — это именно ремонты с модернизациями.

А если даже шведская сторона согласится на лизинг, даже для него нужно еще где-то отыскать ритмичное финансирование. Вряд ли получится быстро нарастить расходы не менее, чем вдвое. Пока же это выглядит так, что Украина, потеряв в 2020 году 4,4% ВВП, хочет только на самолеты тратить больше, чем на всю технику до этого. А так бывает только в фантастических сериалах.

Фото: saab.com

Фото: saab.com

И да, опцион на самолеты обычно — это 2-3 запасных двигателя, оборудование на земле, комплект запасных частей и обучение пилотов. За вооружение и дополнительное оборудование нужно также платить чеканной монетой. Например, прицельные контейнеры стоят 1,3-1,5 млн мертвых президентов, ракеты «воздух-воздух» AIM-120С — от $0,5 млн. И еще нужны управляемые бомбы, контейнеры РЭБ, специальные боеприпасы против бункеров или РЛС.

Умножьте на 96 планируемых украинских машин, например, недавний польский контракт только по американским крылатым ракетам «воздух-земля» Jassm Extended Range ценой в $222 млн. И станут примерно ясны цифры для перевооружения Воздушных сил Украины.

Шведский «Грифон»

JAS-39 «Грипен» — самолет неплохой:

  • созданный с применением композитных технологий и технологий малозаметности;
  • способный применять почти всю номенклатуру вооружения НАТО (не только шведские и американские, но и ракеты разработки ЕС, тот же Meteor);
  • с надежной проверенной немецкой пушкой «Маузер»;
  • двигателем General Electric F404;
  • мощной многорежимной РЛС итальянской разработки с активной решеткой.

А еще «в кассу» для Украины будет способность «Грифона» садиться на шоссе и использовать короткие взлетно-посадочные полосы. Румынам, пересаживаясь на F-16, пришлось, например, осваивать транш НАТО почти на $20 млн, удлиняя ВПП на базе в Фетешти до 2800 метров.

«Шведы» же могут использовать укороченный взлет с площадок до 800 метров, применяя концепцию рассредоточения с авиабаз, чтобы избежать ударов по капонирам в самом начале войны.

К тому же наработан богатый опыт «пересадки» с постсоветских бортов в Чехии и Венгрии, в том числе и в лизинг, и с логистическим пакетом. Известна и цена летного часа на примере ЮАР и Восточной Европы — $8-10 тыс.

Но в целом — пока вопрос с перевооружением ВВС Украины не сдвинулся с мертвой точки. Все эти подсчеты и выкладки — это вещь в себе, пока не будет решен вопрос с финансированием и договором. Тем более что, остановившись на американских F-16, можно получить сервис или пакет вооружения к ним по линии помощи от Пентагона. Чисто теоретически — американские ракеты можно применять и со шведских машин.

Но захочет ли Госдеп, чтобы контракт уходил в Стокгольм, а Вашингтон оплачивал к нему номенклатуру вооружения за деньги налогоплательщиков США — ответ вполне очевидный. А «Грифоны», хоть и применялись в обеспечении бесполетной зоны в Ливии, но с опытом Израиля в Сирии или США в Ираке на F-16 их не сравнить.

А еще в таком политизированном бизнесе, когда, например, строительные войска США занимаются восстановлением наших военных аэродромов, не всегда самое эффективное по соотношению цены и качества в итоге окажется на вооружении. Так что до подписания контракта это все — глубокая теория. А даже после его заключения до реальных самолетов на боевом дежурстве — лет 5. Поэтому на сегодня ясно только одно — надо спешить.

Поблагодарить 🎉