B-21 Raider. Фото: Staff Sgt. Jeremy Mosier/U.S. Space Force Public Affairs
Корпорация Northrop Grumman 2 декабря представила свой новый боевой реактивный самолет B-21 Raider, первый из нового парка ядерных бомбардировщиков-невидимок большой дальности для ВВС США.
Прототип B-21 был представлен во время яркой церемонии на заводе Northrop's Plant 42 в Палмдейле, штат Калифорния.
Самолет выполнен по схеме «летающее крыло», как и его предшественник B-2. Он сможет доставлять по всему миру как обычное, так и ядерное оружие, используя возможности дозаправки в воздухе.
Предполагалось, что каждый самолет будет стоить примерно 550 млн долларов в долларах 2010 года, или около 750 миллионов долларов в сегодняшних долларах с поправкой на инфляцию.
ВВС США планировали закупить не менее 100 В-21 и приступить к замене бомбардировщиков В-1 и В-2.
B-21 Raider
Northrop победила Boeing и Lockheed Martin, когда выиграла контракт на создание бомбардировщика в 2015 году. Производитель двигателей Pratt & Whitney, Collins Aerospace, GKN Aerospace, BAE Systems и Spirit Aerosystems входят в число более чем 400 ее партнеров и поставщиков в 40 штатах.
Northrop называет новинку самолетом шестого поколения.
B-21 имеет малозаметный материал поверхности, обеспечивающий скрытность, который потребует меньше обслуживания и сведет к минимуму эксплуатационные расходы и время простоя, сказал Дуг Янг, вице-президент сектора и генеральный менеджер Northrop Grumman Aeronautics Systems.
Шесть самолетов, первый полет которых состоится в середине 2023 года, находятся на разных стадиях постройки. Сейчас над программой работают около 8000 человек из Northrop Grumman, отраслевых партнеров и ВВС.
Ожидается, что первый испытательный полет B-21 совершит в 2023 году.
Презентация B-21 Raider (видео)
Справка. B-21 Raider назван в честь рейда 80 летчиков во главе с подполковником Джеймсом Дулиттлом во время Второй мировой войны.
Рейд Дулиттла, также известный как Tokyo Raid, совершен 18 апреля 1942 года. Целью была бомбежка столицы Японии Токио и других городов на острове Хонсю. Это должно было показать, что материковая часть Японии уязвима для американских воздушных атак, а также стать ответом на атаку Перл-Харбора.
Самолеты Дулиттла на палубе авианосца
В то время США могли «дотянуться» до Японии только одним способом. Шестнадцать средних «сухопутных» бомбардировщиков B-25B Mitchell затащили на палубу авианосца Hornet. Тот подошел максимально близко к Японским островам. Бомбардировщики (экипаж каждого составляли пять человек) взлетели и без сопровождения истребителей направились к целям. После бомбежки они должны были продолжать движение на запад, чтобы приземлиться в Китае.
В результате бомбардировки на земле погибло около 50 человек, включая мирных жителей, и было ранено 400. Пятнадцать самолетов достигли Китая, но все разбились, а 16-й приземлился в Владивостоке в Советском Союзе. Из 80 членов экипажа 77 выжили.
Самолет B-25, приземлившийся в Советском Союзе, был конфискован, его экипаж более года был интернирован, потом им разрешили «сбежать» через англо-советский оккупированный Иран.
Рейд нанес Японии незначительный материальный ущерб, но имел серьезные психологические последствия. В Штатах он поднял боевой дух.
Сам Дулиттл полагал, что за потерю всех самолетов его отдадут под суд. Вместо этого он получил Почетную медаль и был повышен до бригадного генерала.