Украинские авиакомпании с осени могут прекратить полеты в страны ЕС по причине долгов государственному предприятию «Украэрорух» за аэронавигационное обслуживание
Это произойдет из-за присоединения Украины к общей системе маршрутных сборов Евроконтроля согласно постановлению Кабмина от 17 мая, сообщает avianews.
«Это дает конкретные преимущества каждому участнику авиационного рынка. Для авиакомпаний — открытый и стандартизированный процесс формирования ставок, их ежегодная актуализация и удобная оплата счетов. «Украэроруху» — полное покрытие собственных расходов за счет ставок и гарантия их полной оплаты авиакомпаниями», — прокомментировал нововведения глава «Украэроруха» Андрей Ярмак.
Уже сейчас между «Украэрорухом» и МАУ возник спор относительно оплаты более 1 млрд. А в конце 2020 года госпредприятие подало в суд на SkyUp, чтобы получить 40 млн грн аэронавигационных сборов.
Как распределяется сбор сейчас
Сейчас «Украэрорух» самостоятельно выставляет счета за аэронавигационное обслуживание на маршруте. Например, если самолет летит из Украины в Германию, то выставляются два счета — один со стороны Евроконтроля за пролет в Германию. Второй счет идет от «Украэроруха» за пролет над Украиной.
Если перевозчик не оплатит счет Евроконтроля, то полеты будут запрещены. Но при этом авиаперевозчик может не платить украинскому провайдеру и затягивать погашение долга в судебных разбирательствах.
Как будет распределяться сбор с 1 ноября 2021 года
С ноября Евроконтроль будет выставлять авиакомпаниям единый счет за весь рейс за пролет над несколькими странами, включая Украину. После этого организация распределит средства за оказанные услуги между разными провайдерами.
Если счет не оплатить, небо Европы окажется закрытым, включая Турцию, поскольку страна также входит в Евроконтроль.
Таким образом, оплачивать счета выборочно теперь не выйдет. Однако санкции могут применяться только за новые долги. Старые долги новая система не будет учитывать.
Справка. Сбор за аэронавигацию, т.е. диспетчерское сопровождение самолетов, состоит из двух частей: платы за сопровождение на маршруте и платы в районе аэродрома. Центральное бюро маршрутных сборов Евроконтроля будет собирать плату только за аэронавигацию на маршруте. Плата за диспетчерское сопровождение в районе аэродрома в Украине по-прежнему будет находиться в зоне ответственности «Украэроруха».