Фото: «Энергия движения»
Получение водительских прав – только первый шаг на пути к единению с автомобилем. Существует множество курсов, протоколов и методик, которые сделают из обычного водителя гонщика, каскадера, шофера для президента – кому что ближе.
Ноябрь – настоящее испытание для тех, кто только получил заветные «корочки». Поток после летне-осенних отпусков уплотняется, световой день резко убывает, дожди и мокрые листья делают дорогу чрезвычайно скользкой. На языке инструкторов это состояние называется «постэкзаменационный синдром». Это когда права уже есть, а уверенности за рулем – ни в одном глазу. А значит, самое время заняться дальнейшим образованием – закрепить уже полученные навыки, исправить ошибки и научиться не бояться внештатных ситуаций.
В отличие от начальной автошколы, где вас готовили только к одному – сдать экзамен – обучение на специализированных курсах лежит совсем в иной плоскости. Его цель – заложить фундамент базовых техник безопасного управления автомобилем. Их понимание и выполнение позволит не только уверенно влиться в мегаполисный трафик, но и, в дальнейшем, перейти на более изощренные уровни. Ведь мастерство не имеет границ, как и меню предметов для обучения. Там и контраварийная езда, и зимняя, и экономичная, и внедорожная, и эскортная, и защитная. И множество других программ, включая первое (домедицинское) оказание помощи.
Фото: «Советское фото»
Зачем учиться?
Помню, как проходило обучение в 90-е. С уставшим от жизни экс-милиционером и столь же усталым от занятий ЗИЛ-130, у которого убитое сцепление включалось через двойной выжим, то есть раза с четвертого, а рулевая рейка закусывала в крайне левом положении. В отличие от «экзаменационных» автошкол курсы проходят строго индивидуально. Инструктор не просто все расскажет-покажет, а именно научит. И на месте убедится, что материал усвоен — алгоритм занятий построен таким образом, что невозможно что-то не выучить, перепрыгнув через какой-то навык.
Как учиться?
Индивидуальный график подразумевает гибкость. Вы сами выбираете стартовый уровень, график занятий, продолжительность, маршрут. И даже преподавателя. Например, в Киеве и Харькове есть автошколы, где преподают исключительно женщины. Появились они, как вы понимаете, не от хорошей жизни. Дело в том, что далеко не каждый уверенно чувствующий себя за рулем мужчина – хороший учитель и тонкий психолог. А нанести травму криком и без того нервничающей курсистке можно на первом же занятии.
Фото: Зулихан Биджанова
На чем учиться?
Если у вас нет автомобиля, можно заниматься на тех, которые на балансе автошкол. Чаще всего это малолитражки В- и С-класса с механической коробкой передач. Но пусть вас это не смущает – научиться управляться с «механикой» под присмотром инструктора гораздо проще, чем в начальной школе. А разобравшись с МКП, вы сможете ездить на автомобиле с любой трансмиссией – автоматом, роботом или вариатором.
Но, конечно, лучше учиться на том авто, на котором будете в дальнейшем ездить. С одной стороны, так вы быстрее станете с ним «на ты», почувствовав его нюансы и пределы. С другой – на этом этапе подготовки не стоит опасаться за состояние покрышек, тормозных колодок, сцепления и ходовой. А вот начиная с курсов контраварийной подготовки, есть смысл «убивать» чужую технику.
Чему учиться?
Водитель учится всему тому, на что закрывают глаза в автошколах начального уровня. Как настраивать руль, сидение и зеркала – это влияет на безопасность ничуть не меньше, чем хорошая резина. Как правильно и прогрессивно рулить, чувствовать габариты, соблюдать рядность и дистанцию, перестраиваться, маневрировать в ограниченном пространстве, двигаться задним ходом, парковаться параллельно и перпендикулярно. Одним словом, перестать бояться и научиться получать от вождения удовольствие.
Цена обучения?
Любишь кататься – люби и катайся. Прайс-лист зависит от слишком многих вводных – базового уровня, выбранного курса, наличия автомобиля, даже локации и времени суток. Поэтому истинная стоимость может колебаться в пределах 500-1200 грн. Мы говорим про серьезные автошколы с многолетним опытом («Энергия движения», «АВМ», ЦКП «Мастер», GirlClass), собственными методиками, отличными рекомендациями, приличным автопарком и маститыми гонщиками в качестве преподавателей. Понятно, что в стартапах и noname-заведениях цены будут ниже. Но и результат – не столь неочевидным. А вот цена экономии – несоизмеримой.
Фото: Сергей Поднос