Глобальные контейнерные перевозки пострадали от эпидемии — в результате ограничений из мирового грузового оборота пропала значительная часть большегрузных контейнеров, что привело к росту стоимости перевозок и повышению цен на товары.
Так выглядит механизм кризиса, пишет «Медуза». Пустые контейнеры сконцентрированы в США, где из-за карантина остановилась обработка прибывающих грузов. Спрос на импортные товары сохранялся, а реальной возможности принять миллионы контейнеров не было.
Контейнеры с товаром и без него складировали на припортовых площадках. Из каждых 100 контейнеров, приплывших в Америку из Азии, обратно возвращались только 40. В итоге там скопились миллионы контейнеров.
Китай, напротив, быстро восстановил производство и экспорт. В результате грузы в течение нескольких месяцев отправлялись из Азии в Америку, но обратно контейнеры не возвращались. Уже в августе в Китае начался острый дефицит морских контейнеров.
Дефицит привел к росту цен на перевозку товаров из Азии — их доставка контейнерами из Китая в США подорожала более чем в два раза.
Это уже привело к росту цен на товары по всему миру. В первую очередь подорожали товары широкого потребления, перевозимые в контейнерах: текстиль и многие продукты питания.
В то же время почти не подорожали электроника и прочие сложные товары, в стоимости которых доля транспортировки невелика.
Дефицит контейнеров не сказался напрямую и на ценах на топливо и зерно — их транспортируют открытым способом сухогрузами.
В 2021 году кризис распространился по всему миру. Контейнеров не хватает ни в Европе, ни в Латинской Америке. Начались глобальные задержки поставок товаров. Грузоотправители жалуются, что появились новые поборы от перевозчиков — они требуют оплатить страховки на случай задержки контейнеров и невозврата их в Китай.
Похоже, это только начало периода высокой инфляции. Из-за невыгодности поставок товары практически не отгружают во многих регионах: целлюлозное сырье в Бразилии, кофе сорта робуста во Вьетнаме, рис в Таиланде, сахар в Индии. Закрываются текстильные предприятия в Индокитае, которые работали с малой нормой прибыли. Сократились поставки в США и Европу спортивного инвентаря, изделий из кожи, инструментов и прочего.
Контейнерный кризис не может быть преодолен быстро. Цены на контейнерные морские перевозки будут высокими, по крайней мере, до конца года.
При этом проблемы с грузоперевозками совпали с гигантской эмиссией денежных средств, которую произвели центральные банки государств для помощи пострадавшим от эпидемии.
Все это вместе ведет к росту темпов инфляции во всем мире. Если в первые месяцы коронакризиса рост цен сдерживался повсеместным падением спроса, то теперь инфляцию разгоняют многомиллионные программы помощи населению и экономике в США, ЕС и развивающихся странах.
В результате экономический кризис после эпидемии не закончится, а продолжится в новом проявлении даже после вакцинации и приобретения коллективного иммунитета.