Facebook Pixel

Андрей Гмырин: «Детенизировать экономику с помощью санкций, все равно что воспитывать детей розгами»

Автор

Киев, 20 июля 2020 — Доцент Университета государственной фискальной службы Украины, автор программы реформирования налоговой системы «От нестабильности в гармонии» Андрей Гмырин убежден, что для успешной детенизации экономики следует использовать не столько «административно-налоговый кнут», сколько всевозможные стимулы для бизнеса. Свои предложения эксперт изложил в новом авторском блоге на #Лига_Бизнес.


Андрей Гмырин на научном уровне изучает эффективность налоговой системы Украины. За три года аналитической работы он пришел к неутешительному выводу: все отечественные правительства декларируют политику детенизации бизнеса, но воплощают ее в основном с помощью карательных инструментов.

В качестве примера эксперт вспоминает заявления бывшего премьер-министра Алексея Гончарука, который еще зимой объявил 2020-й год Годом вывода отечественной экономики из тени. И отмечает, что основным инструментом детенизации бывший чиновник видел усиление силового контроля над различными сегментами бизнеса.

«Государственные органы выполняют роль инквизитора. Проверить, наложить штраф, открыть уголовное производство, закрыть предприятие — вот главная формула детенизации в понимании украинских чиновников», — констатирует А. Гмырин. Он говорит, что усиление карательных санкций без стимулирующих шагов только создает условия для увеличения взяток, которые предприниматели готовы платить за свою беспрепятственную деятельность. «Детенизировать экономику с помощью только санкций, все равно, что воспитывать детей розгами», — иронизирует эксперт-ученый.

По мнению А. Гмырина, если бизнес работает, удовлетворяет общественный спрос, создает рабочие места и готов платить налоги, государственные органы должны помочь ему легализоваться.

Аналитик убежден, что детенизации экономики следует начинать не с «закручивания гаек», а с создания прозрачных, понятных и честных правил игры. Государство и бизнес должны быть партнерами, а не оппонентами. А. Гмырин вспоминает, что осенью 2019 года он вместе с коллегами-экономистами подали на рассмотрение парламента программу комплексного реформирования налоговой системы «От нестабильности к гармонии». Один из ее пунктов касается вопроса легализации теневых доходов граждан. Начинать этот путь следует с внедрения «нулевой декларации», считает эксперт.

«Да, в мире есть положительный и отрицательный опыт легализации доходов. Скажем, в Италии в 2000-х годах необходимо было заплатить 2,5% от стоимости легализованного имущества, в страну за два месяца вернулось более 60 млрд евро. Другой успешный пример — Ирландия в 1988 году. В этой стране в течение 10 месяцев можно было оплатить задолженность по подоходному налогу без штрафных санкций. В итоге казна получила $ 1,5 млрд или 2,5% ВВП страны. А вот в Бельгии в 2004 году и в Грузии в 2005 году налоговая амнистия провалилась», — пишет Андрей Гмырин.

Ученый отмечает, что опыт Украины на этом пути будет успешным, если соблюсти следующие условия:

  • Государство должно владеть полной базой декларантов, для этого необходимо провести качественную перепись населения;
  • Следует создать современный и удобный электронный сервис для обслуживания налогоплательщиков;
  • Граждане должны быть уверены, что законодательство в отношении амнистии доходов не будет изменено или отменено в будущем;
  • Условия стандартного налогообложения капиталов и доходов после амнистии следует определить и представить обществу до начала кампании по легализации;
  • При легализации капиталов неизвестного происхождения ставки налогообложения должны быть максимально низкими (2,5% — максимум 5%). Зато, по истечении срока подачи «нулевой декларации» эта ставка должна быть высокой;
  • Для инвесторов с амнистированным капиталом необходимо создать льготные налоговые условия;
  • Необходимо установить дополнительные преференции для зарубежного капитала при возвращении его в страну;
  • Легализации не могут подлежать капиталы, которые имеют коррупционное происхождение;
  • Законодательство должно гарантировать, что лица, которые воспользовались возможностью налоговой амнистии, не будут подвергаться преследованиям со стороны государства.

Также должна быть гарантирована конфиденциальность информации о легализованых капиталах.

По словам Андрея Гмырина, у него и его коллег есть ряд других предложений по реформированию налоговой системы. Они касаются снижения налогового и административного давления на предпринимателей, оптимизации налоговых органов, создания и использования единой информационной системы, что, с одной стороны, минимизирует количество проверок контролирующих органов, а с другой — в автоматическом режиме позволит отслеживать потенциально рисковые сделки.

«Сейчас, когда Украине нужно восстанавливать инвестиционную привлекательность, нам не обойтись без кардинальных и системных изменений. И ни в коем случае эти изменения не должны ограничиваться карательными мерами. Реформы нужно осуществлять, даже если это не нравится отдельным чиновникам или бизнес-структурам, которым выгодно, чтобы работала исключительно «карательная машина» и можно было бы получать доход от схем «избегания санкций», — заключает Андрей Гмырин.

Справка

Андрей Гмырин — доцент кафедры уголовного права и криминологии в Университете государственной фискальной службы Украины, кандидат юридических наук (доктор философии) по специальности уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право. Научную деятельность начал в 2016 году. В ноябре 2019 передал на рассмотрение депутатов Верховной Рады Украины комплексную программу реформирования налоговой системы Украины «От нестабильности к гармонии».

Поблагодарить 🎉