Европейский Cоюз обнародовал знаковый закон, устанавливающий строгие правила для технологических гигантов Facebook, Amazon, Google по ведению бизнеса.
Как пишет DW, в законопроекте, получившем название Закона о цифровых услугах (DSA) и Закона о цифровых рынках (DMA), изложены четкие правила, ограничивающие влияние глобальных интернет-компаний на европейский рынок.
В противном случае, интернет-гиганты будут обязаны выплатить огромные штрафы.
Что предлагают законопроекты
Двойное законодательство устанавливает правила, что нельзя делать, и наказания для компаний:
- компании с более чем 45 миллионами пользователей в ЕС будут назначены цифровыми «привратниками» (от них потребуют тщательного регулирования своего контента и накажут за влияние на выборы и общественное здоровье);
- фирмы могли быть оштрафованы до 10% их годового оборота за нарушение правил конкуренции;
- от них также могут потребовать продать одно из своих предприятий или его часть (включая права или торговые марки);
- платформы, которые отказываются подчиняться и «угрожают жизни и безопасности людей», могут быть временно приостановлены «в крайнем случае»;
- компании должны будут информировать ЕС о планируемых слияниях или поглощениях;
- определенные виды данных должны быть переданы регулирующим органам и конкурентам;
- компании, отдающие предпочтение своим собственным услугам, могут оказаться вне закона.
Глава ЕС по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер заявила, что новые правила направлены на установление порядка в рыночном хаосе, где монопольно доминируют цифровые гиганты.
«Два предложения служат одной цели: убедиться, что мы, как пользователи, как клиенты и компании, имеем доступ к широкому выбору онлайн-услуг, как и в физическом мире», — сказала она, добавив, что «то, что является незаконным офлайн, в равной степени незаконно в интернете».
Регуляторы борются с большими технологиями
Европейские и американские регулирующие органы все больше обеспокоены практикой ведения бизнеса и пользовательских данных технологических гигантов. Они покупают мелкие компании, чтобы устранить потенциальных конкурентов.
Среди недавних примеров — приобретение Facebook службы обмена сообщениями WhatsApp и гиганта социальных сетей Instagram. Покупка Google YouTube и GPS-навигатора Waze также вызвала тревогу среди регулирующих органов.
Что произойдет дальше
Основная цель законодательства — обновить устаревшее законодательство ЕС с 2004 года, приведя его в соответствие с новыми реалиями цифровой эпохи.
Законопроекту еще предстоит пройти долгий процесс ратификации, включая отклики от 27 стран-членов ЕС и Европейского парламента. Лоббисты компаний и торговые ассоциации также будут влиять на окончательный закон.
Ожидается, что процесс займет несколько месяцев или даже год.