Facebook 6 мая опубликовал отчет о борьбе с ботами и координируемыми сетями фейковых аккаунтов за апрель — Coordinated Inauthentic Behavior (CIB) Report. Туда попала и Украина, которая за последние несколько лет стала одним из основных источников активности CIB, которую обнаружили и удалили.
Так, Facebook удалил 105 учетных записей, 24 страницы и пять профилей Instagram, которые якобы связаны со «Слугой народа». Аккаунты были убраны из-за нарушения политики Facebook касательно скоординированного неаутентичного поведения. В частности, там на русском и украинском писали о коррупции, политике, сатиру о коронавирусе, поддерживали в комментариях «Слугу народа» и критиковали оппозиционные партии и политиков, например, экс-президента Петра Порошенко и мэра Киева Виталия Кличко.

Пример сообщения от ботов. Фото: скриншот Coordinated Inauthentic Behavior (CIB) Report
Люди, которые за этим стоят, использовали настоящие и поддельные аккаунты, выдавая себя за независимые новостные страницы и перенаправляли читателей на различные сайты, которые маскировались под новостные ресурсы.
На продвижение страниц было потрачено $210 тыс. На одну или несколько таких страниц были подписаны 23 тысячи человек и 1,5 тысячи на одну или несколько из этих учетных записей Instagram.
Боты Деркача, Гройсмана и Журавля
В апреле Facebook также удалил 477 учетных записей, 363 страницы, 35 групп и 29 учетных записей Instagram, которые соцсеть связывает с юридическими и физическими лицами, которые попали под санкции США. Речь идет об Андрее Деркаче, Петре Журавле и о тех, кто связан с изданием «Бегемот». Некоторые аккаунты были связаны с людьми, которые консультируют бывшего премьер-министра Владимира Гройсмана и главу депутатской группы «Доверие» Олега Кулинича.

Пример сообщения от ботов. Фото: скриншот Coordinated Inauthentic Behavior (CIB) Report
В отчете говорится, что сетью управляют три отдельные группы операторов, каждая из которых связана с различными политиками: Деркачем, Гройсманом и Кулиничем. Все страницы создали в Украине и таргетировали украинскую аудиторию. Те, кто за этим стоит, копировали новостной контент из других СМИ Украины, создавая сеть якобы независимых медиа и продвигали интересы политиков и политгрупп. Но они также время от времени поддерживали и другие партии, например, «Відродження» или «Слуга народа», хотя связи с двумя последними Facebook не обнаружил.
Также отмечается, что «ботоферма», которую связывают с Деркачем, публиковала не только российскую пропаганду, а и антироссийский контент для большего привлечения аудитории.
На продвижение публикаций данных страниц потратили около $496 тыс. Их оплачивали в долларах и рублях. Около 2,37 миллиона учетных записей подписались на одну или несколько из данных страниц, до 56 тыс. человек присоединились к одной или нескольким из этих групп и около 30 тыс. подписались на эти учетные записи в Instagram.