Facebook Pixel

«В апреле количество заказов выросло почти на 75%». Интервью с гендиректором Zakaz.ua Андреем Курским

Во время карантина в Украине и в мире резко увеличился спрос на доставку еды. К соответствующим сервисам подключается все больше ритейлеров и ресторанов, а сами игроки рынка доставки увеличивают количество курьеров и совершенствуют работу своих приложений.

The Page расспросило генерального директора сервиса доставки продуктов питания Zakaz.ua Андрея Курского о том, как изменилась работа компании во время карантина, о ее прибыли, инвесторах, а также о том, что ждет рынок в ближайшие пять лет.

О том, как создали компанию и как она работает

— Как появился Zakaz.ua и почему вы решили начать проект?

— Проект стартовал в 2010 году. Тогда группа программистов-энтузиастов создала ІТ-продукт для онлайн-продажи товаров торговыми сетями. На тот момент e-commerce существовал в нишах бытовой техники, косметики, книг, но не продуктов.

Изначально торговые сети не проявляли особого интереса, потому что привыкли работать в традиционном офлайн-формате и торговать продуктами в интернете было для них в новинку. Поэтому в 2014-2015 годах компания начала заявлять о себе, в том числе как операционная. Мы уже могли собирать товары на полках в магазине и доставлять их конечному потребителю.

Первыми нашими партнерами были Novus, «Фуршет» и даже рынок «Столичный», который находится на Кольцевой дороге, позже подключились МЕТRO, «Ашан», «МегаМаркет» и «Таврия В». На сегодняшний день Zakaz.ua работает с шестью ритейл-партнерами в 8 городах Украины: Киев, Харьков, Одесса, Львов, Днепр, Запорожье, Винница и Житомир. От сотрудничества со «Столичным» мы отказались из-за меняющихся цен и отсутствия чеков.

— Как работает сервис?

— У нас есть два основных источника доходов. Первый – это комиссия от ритейлеров за то, что мы как оптовый покупатель берем у них продукты и другие товары повседневного спроса. Второй – это стоимость доставки, которую оплачивает клиент. Сейчас в Киеве она составляет 69 гривен для заказов весом до 40 кг. Если вес больше, предусмотрена доплата согласно тарифам.

Для того чтобы обеспечить работу бизнес-процессов, в первую очередь нужно желание торговых сетей. У партнера должна быть возможность предоставить нам в пользование зону на своих торговых площадях. Мы ведь не только собираем товар с полок магазина, но и размещаем там наше оборудование, имеем отдельные кассовые зоны и прочее. Своих складов у нас нет.

Что касается доставки — все наши курьеры доставляют товары клиентам на личном транспорте. У компании есть определенные требования к тоннажности машины, при этом мы покрываем стоимость топлива и амортизацию.

— Насколько это было тяжело организовать?

— Самая сложная задача — договориться и продать сервис. Но с каждой новой сетью у нас все меньше и меньше проблем. И сейчас желающих подключиться к нам даже больше, чем мы это можем сделать одномоментно.

О ситуации на рынке и работе во время карантина

— Что происходит на рынке в последнее время? Возросло ли у вас количество заказов?

— После начала карантина спрос вырос многократно. Мы наблюдаем это во всех городах, в которых работаем, однако особенно он высок в городах-миллионниках. В апреле количество заказов выросло на 74,5% в сравнении с докарантинным периодом. Все это время мы наращивали наши операционные возможности, набирали новых сборщиков и курьеров, а также увеличивали сервисные мощности.

QuoteВ апреле количество заказов выросло на 74,5% в сравнении с докарантинным периодом.

Мы надеемся, что после завершения карантина спрос существенно не упадет, потому что люди оценят преимущества заказа продуктов онлайн и будут пользоваться услугами далее.

— Как изменились условия работы после начала карантина и кризиса в целом?

— В первую очередь мы отправили работать на удаленку программистов (около 40 человек). Что касается курьеров, то после объявления карантина мы обеспечили всех сотрудников медицинскими масками, дезинфекторами, перчатками. Мы ведем журналы здоровья и фиксируем температуру у тех курьеров, которые выходят на смену.

Заработную плату в условиях карантина мы не меняли.

О прибыли и инвесторах

— Zakaz.ua приносит прибыль сейчас?

— Проект не является прибыльным — тех денег, которые мы зарабатываем, не хватает для развития проекта. Мы получаем инвестиции для этого от внешних инвесторов, в частности от инвестиционного фонда CIG.

Стоит также отметить, что наша компания нацелена на рост капитализации и сейчас мы в первую очередь инвестируем в IT-продукт и во все операционные процессы. По нашим оценкам, мы должны выйти в операционный ноль в среднесрочной перспективе.

— Почему этого до сих пор не произошло?

- Какой-то период времени Zakaz.ua работал на своих деньгах, но это не позволяло нам развиваться. Этот бизнес может окупаться только на эффекте масштаба, поэтому текущее развитие возможно только за счет внешних вливаний.

Quote— Какой-то период времени Zakaz.ua работал на своих деньгах, но это не позволяло нам развиваться. Этот бизнес может окупаться только на эффекте масштаба, поэтому текущее развитие возможно только за счет внешних вливаний.

О преимуществах и планах сервиса

— Какой вы видите вашу компанию через год-два? Имеете ли вы долгосрочную цель?

— Как мы видим, во всем мире онлайн-бизнес очень быстро развивается. Однако в Украине доля онлайн фуд-ритейла менее 1%, а общая доля e-commerce составляет порядка 5-6% (в развитых странах этот показатель 25-30%). То есть нам есть еще куда расти и на рынке достаточно ниш, которые можно занять.

— Каковы преимущества вашего сервиса?

— У нас удобный сайт и собственное мобильное приложение, на котором можно в считанные клики сделать заказ. Вы получаете товары по тем же ценам, которые есть в супермаркетах. То есть вам не нужно самому идти в магазин, стоять в очереди и нести домой тяжелые пакеты.

Стоит также отметить, что доставку мы осуществляем в течение трех часов.

— Какие проблемы еще существуют, которые нужно решить, чтобы развиваться быстрее и лучше?

— Нам предстоит перестраивать операционную модель работы вместе с нашими ритейл-партнерами. Сейчас ритейлеры привозят товары в свои супермаркеты, раскладывают их по полкам, а наши сборщики, как обычные покупатели, их забирают. Потом сотрудники Zakaz.ua пробивают эти товары на кассе и везут клиенту. Это не самая оптимальная модель. Поэтому хорошо было бы работать из каких-то распределительных центров или darkstore, где специально под нас была бы паллетная выкладка и мы бы не пересекались с клиентами. Это позволило бы нам оптимизировать нашу операционную модель, соответственно, сократить расходы наши и ритейлеров.

О перспективах развития рынка и рекомендации для людей, которые хотят торговать в интернете

— Предположим, что кто-то решил торговать одеждой украинского производства или другим товаром. Что вы порекомендовали бы человеку, который тоже хочет торговать в интернете?

— Очевидно, нужно любить этот бизнес и своих клиентов. Когда ты чем-то занимаешься с любовью, то у тебя это будет получаться. Не важно, чем торговать: одеждой, книгами, продуктами питания. Главное, чтобы твой бизнес приносил радость и пользу обществу. Потенциал в Украине для этого, безусловно, есть.

Стоит также отметить, что сейчас отличное время для того, чтобы начать онлайн-торговлю. Все, кто сидит сейчас по домам, в той или иной степени пользуются онлайн-бизнесом.

— Наступит ли время, когда люди будут совершать покупки исключительно онлайн?

— Возможно, мы доживем до тех времен, когда доля онлайна будет значительно превалировать над долей традиционной торговли. Это пойдет на пользу городам. Сейчас один наш курьер доставляет продукты 10-15 клиентам. Если бы не наш курьер, то эти люди выехали бы из своих домов на такси, на личном или общественном транспорте и поехали бы в супермаркеты. То есть мы облегчаем городской трафик.

— Как думаете, насколько вырастет рынок доставки и ваш сегмент в последующие пять лет?

— Я не хочу давать долгосрочные прогнозы. Но могу предположить, что рост будет кратным. За последний год мы выросли в два раза, а что касается нашего сегмента, то в пятилетней перспективе он вырастет в 5-10 раз.

Поблагодарить 🎉